Сравнительная анатомия зубов и эмбриогенез зубов. Зубочелюстная система как целое

Проводящий путь анализатора гравитации и равновесия

  1. Ядро
    двигательного анализатора проецируется
    в предцентральной извилине и
    околоцентральной дольке, проекция вниз
    голой. Причем в правом полушарии
    анализируется ядро левой половины
    тела.

  2. Ядро
    целенаправленных сложных движений
    (центр праксии – практики) располагается
    в нижней теменной дольке в краевой
    извилине, у правшей в левом полушарии,
    у левшей – в правом. При разрушении
    этого ядра наступает апраксия.

У правшей речевые центры находятся в
левом полушарии, у левшей – в правом.

  1. Ядро
    двигательного анализатора артикуляции
    речи (центр речи Брока) располагается
    в задних отделах нижней лобной извилины.
    При разрушении этого ядра наступает
    моторная афазия (отсутствие речи)

  2. Ядро
    слухового анализатора устной речи
    находится в задних отделах верхней
    височной извилины и носит название
    поля Вернике. При разрушении наступает
    словесная глухота (сенсорная афазия)
    – человек слышит слова, но не понимает
    их смысл.

  3. Ядро
    двигательного анализатора письменной
    речи лежит в задних отделах средней
    лобной извилины (центр письма). При
    разрушении наступает аграфия – человек
    может двигать рукой, но не может писать.
    Это ядро формируется у ребенка, начиная
    с 5-6 лет.

  4. Ядро
    зрительного анализатора письменной
    речи (центр чтения) располагается в
    нижней теменной дольке, в угловой
    извилине. При разрушении наступает
    алексия – отсутствие способности
    читать.

  5. Ядро
    анализатора зрительной памяти
    располагается на дорсальной поверхности
    затылочной доли. При разрушении человек
    не узнает предметы.

В процессе длительной эволюции произошла
специализация функций полушарий большого
мозга, выражающаяся в распределении
между ними функций. Правое полушарие
является базой конкретного образного
мышления. С правым полушарием связаны
такие свойства человека как музыкальность,
эмоциональность, способность распознавать
зрительные образы. Здесь сохраняются
зачаточные лингвистические способности.
Оно отвечает за интонацию своей речи и
за оценку речи окружающих.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Левое же полушарие является базой
логического, абстрактного, словесного
мышления. При очаговых поражения мозга
или при «расщеплении мозга» путём
рассечения комиссур, или «усыпления»
одного полушария введением снотворных
в одну из сонных артерий, полушария
начинают функционировать независимо
друг от друга.

У «левополушарного» человека сохранена
речь, но она монотонна, бесцветна, тускла,
голос неестественный, лающий, но
наблюдается речевая активность, сильно
обострен слух, при резком ухудшении
восприятия неречевых звуков, не узнает
знакомых мелодий. Так же изменения и в
зрительной сфере. У них наблюдается
проявление расстройства тех видов
деятельности, которые лежат в основе
образного мышления, а виды деятельности,
лежащие в основе абстрактного мышления
сохранены или даже обострены.

У «правополушарного» человека нарушена
речь, она состоит из отдельных слов и
простых фраз, снижена речевая активность,
из речи выпадают слова, обозначающие
отвлеченные понятия. При способности
объяснить назначение предметов он с
трудом вспоминает их название, плохо
понимает речь окружающих, однако
интонационная окраска речи сохранена.

Сравнительная анатомия зубов и эмбриогенез зубов. Зубочелюстная система как целое

Точно воспринимает и воспроизводит
мелодии, лучше различает мужские и
женские голоса. У него наблюдается
ухудшение тех видов деятельности,
которые лежат в основе абстрактного
теоретического мышления. Виды же
психической деятельности, связанные с
образным мышлением остаются без изменений
или же усиливаются.

С этих позиций Павлов И.П. разделил всех
людей на художников и мыслителей. Надо
отметить, что индивидуальные особенности
восприятия и памяти, своеобразие мышления
определяется тем, какое полушарие
получило наибольшее развитие в силу
врожденных особенностей строения
центральной нервной системы или природных
его особенностей в процессе воспитания.

КОНДУКТОРЫили проводящие пути
центральной нервной системы– это
нервные пучки, объединенные на основе
общности строения, топографии и функции
в единое анатомическое образование,
объединяющее двустороннюю связь участков
серого вещества различных отделов
головного и спинного мозга между собой.
Проводящий путь – цепочка нервных
клеток, передающая нервный импульс от
рецепторов к центральной нервной системе
или от центральной нервной системы к
рабочему органу. В соответствии с этим
все проводящие пути делятся на две
группы:

  1. восходящие
    (афферентные) пути проводят нервные
    импульсы от рецепторов тела в различные
    участки коры полушарий большого мозга
    или в серое вещество других отделов
    головного мозга.

  2. Нисходящие
    (эфферентные) пути, уносящие нервные
    импульсы от различных отделов головного
    мозга к спинному, а от него к рабочим
    органам.

Пирамидный путь– (нисходящий)
центробежный путь, проводит сознательные
двигательные импульсы от коры полушария
к скелетной мускулатуре противоположной
стороны тела. Путь двухнейронный и
состоит из трех отделов:

  1. tractus
    corticonuclearis (корково-ядерный
    путь)

  2. tractus
    corticospinalis lateralis ( латеральный
    корково-спинномозговой
    путь)

  3. tractus
    corticospinalis anterior (передний
    корково-спинномозговой
    путь)

Тела первых нейронов пирамидного пути
лежат в пятом слое коры предцентральной
извилины и околоцентральной дольки
(гигантские пирамидные клетки Беца).

Аксоны
первых нейронов идут в ствол мозга,
через колено и передние 2/3 заднего бедра
внутренней капсулы. Часть волокон
пирамидного пути (аксоны нейронов коры
нижних отделов центральной извилины)
переходят на противоположную строну и
заключаются синапсами на нервных клетках
двигательных ядер черепномозговых
нервов (3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12 пар).

Здесь
лежат тела вторых нейронов корково-ядерного
пути. Аксоны этих нейронов в составе
черепных нервов идут к скелетной
мускулатуре глазных яблок, к мимическим
и жевательным мышцам головы, к некоторым
мышцам шеи, к мышцам глотки, гортани и
верхней части пищевода. Остальные
волокна пирамидного пути образуют
пирамиды продолговатого мозга.

Большая
часть волокон ( около 85% ) в пирамидах
переходит на противоположную сторону
с образованием пирамидного перекреста.
Перекрещенные волокна спускаются вниз
в боковых канатиках спинного мозга под
названием латерального корково-спинномозгового
пути (тракта). Они заканчиваются синапсами
в двигательных ядрах передних рогов
серого вещества спинного мозга на уровне
своего сегмента.

Здесь лежат тела вторых
нейронов этого пути. Аксоны вторых
нейронов в составе передних корешков
спинного мозга, а затем и спинномозговых
нервов идут к скелетной мускулатуре.
Не перекрещенные волокна образуют
передний корково-спинномозговой путь
(тракт), который спускается по переднему
канатику спинного мозга до своего
сегмента, переходят на противоположную
сторону через белую спайку и заканчиваются
в нейронах двигательных ядер переднего
рога спинного мозга.

Предлагаем ознакомиться:  Обезболивающее при острой зубной боли

ПУТЬ
ЛИЦЕВОГО НЕРВА.

Путь лицевого нерва является частью
корково-ядерного пути. Он нисходящий,
двигательный, проводит сознательные
импульсы от коры больших полушарий к
мимической мускулатуре головы. Тела
первых нейронов этого пути лежат в пятом
слое коры предцентральной извилины в
ее нижних отделах. Аксоны первых нейронов
идут в составе корково-ядерного пути,
через колено внутренней капсулы в ствол
мозга.

Сравнительная анатомия зубов и эмбриогенез зубов. Зубочелюстная система как целое

В основании моста они переходят на
противоположную сторону и заканчиваются
синапсом в нейронах двигательного ядра
лицевого нерва (7 пара). Здесь лежат тела
вторых нейронов.

Аксоны вторых нейронов в составе ветвей
лицевого нерва идут к мимической
мускулатуре лица.

Мочеполовые органы объединяют органы
выделения и размножения. Они объединены
в одну систему не столько из-за
анатомической близости расположения,
сколько из-за их тесной связи по своему
развитию. Кроме того, выводные протоки
этих органов соединяются в одну большую
мочеполовую трубку или открываются в
одно общее пространство.

К мочевым органам относятся почки и
мочевые пути: мочеточник, мочевой пузырь
и мочеиспускательный канал. Почка
сложный орган в анатомическом и
физиологическом отношениях. Она
представляет собой железу, которая
выводит мочу. Она является не только
экскреторным органом, выделяющим избытки
воды, солей и продукты белкового
метаболизма, но и выполняет ряд других
важных функций:

  1. участвует
    в сохранении кислотно-щелочного
    равновесия;

  2. способствует
    сохранению водно-солевого баланса;

  3. поддерживает
    осмотическое давление в организме.

  4. Синтезирует
    некоторые вещества, в том числе гормоны,
    которые влияют на сосудистый тонус и
    артериальное давление, на эритропоэз
    и свертывающую систему крови.

https://www.youtube.com/watch?v=cosamomglavnom

В настоящее время признано, что
мочеобразование является существенным
итогом многогранных функций почки,
образующих постоянство внутренней
среды организма. Почка, в ходе эволюции
позвоночных животных проходит три
стадии развития. У человека развитие
почки повторяет (рекапитулирует) все
три стадии (генерации) развития у животных
и они последовательно сменяют друг
друга.

1. Предпочка (головная почка) – PRONEPHROS

2. Первичная почка – MESONEPHROS

Сравнительная анатомия зубов и эмбриогенез зубов. Зубочелюстная система как целое

3. Постоянная (окончательная) почка –
METANEPHROS

В
развитии и строении всех этих трёх
генераций почки имеются общие черты.
Все они состоят из мочевых канальцев,
которые развиваются как производные
мезодермального эпителия вторичной
полости тела на границе боковых пластинок
мезодермы. Сегментарные закладки мочевых
канальцев получили название нефротомов.

Развитие почки начинается на первом
месяце эмбрионального развития из
мезодермы – среднего зародышевого
листка.

На задней стенке туловища появляются
парные мочевые и половые протоки,
сообщающие вторичную полость тела с
клоакой.

Предпочка
(головная почка) закладывается между
третьей и четвертой неделями развития
в виде 2-9 пар канальцев. Кровеносные
сосуды подрастают, формируя клубочки.
Для предпочки характерно, что её мочевые
канальцы открыты, с одной стороны, во
вторичную полость тела, а сдругой – в
выводной проток пронефроса.

У человека
предпочка практически не функционирует.
Почти сразу же начинают подвергаться
редукции и разрушению и исчезают к концу
4 недели. Ее заменяет первичная почка
или Вольфово тело. Первичная почка
закладывается кзади от предпочки в виде
мочевых канальцев, количеством до 90.
Она характеризуется тем, что мочевые
канальцы отделяются от вторичной
полости.

В слепое начало каждого канальца
и погружается клубочек сосудов, образуя
почечное тельце, и моча выделяется в
мочевые канальцы, а не во вторичную
полость тела. Они берут на себя функцию
мочеобразования у зародыша с начала и
до конца 4-го месяца жизни. Протоком
первичной почки становится проток
предпочки.

К концу 2-го месяца начинается
преобразование и редукция первичной
почки, большая часть мочевых канальцев
пропадает, остальные вступают в соединение
с половой железой, и принимают участие
в развитии выводящих протоков мужских
половых желез, а у женщин из них формируются
рудиментарные придатки яичника (эпиофорон
и параофорон).

Сравнительная анатомия зубов и эмбриогенез зубов. Зубочелюстная система как целое

К концу 4 месяца дегенерация
первичной почки заканчивается полностью
и функцию выведения мочи берет на себя
постоянная почка, которая закладывается
параллельно и одновременно с первичной
почкой, но каудальнее. Развивается
сложно, складываясь из двух частей. С
одной стороны, там, где мезонефральный
проток приближается к клоаке, на его
стенке образуется мочеточниковый
вырост, который проникает в каудальное
продолжение первичной почки, то есть в
неоформленную мезодермальную тканевую
массу, не имеющую никаких признаков
сегментации.

Она получила название
метанефрогенной ткани. Эта ткань дает
начало нефронам. Мочеточниковый вырост,
войдя в контакт с метанефрогенной
тканью, расширяется и образует закладку
почечной лоханки. В дальнейшем она
делится на две части – закладки больших
чашечек. Из них появляются выросты 2, 3,
4-го порядков, до 12-го.

Раздел 12. Опухоли и опухолеподобные образования мягких тканей

и костей
лица431

  1. Особенности опухолей у детей 431

  2. Новообразования мягких тканей полости
    рта, лица и шеи 435

  1. Общие принципы диагностики и лечения 435

  2. Доброкачественные опухоли и опухолеподобные
    образования слизистой оболочки полости
    рта, мягких тканей лица и шеи 440

  3. Сосудистые новообразования челюстно-лицевой
    области 445

  4. Лимфангиома 456

  5. Нейрофиброматоз 464

  6. Опухолеподобные образования из
    железистого эпителия 467

12.3. Опухоли и дисплазии лицевых костей 470

  1. Общие принципы диагностики и лечения 471

  2. Доброкачественные опухоли 474

  3. Опухолеподобные поражения костей
    лица 484

  1. Одонтогенные опухоли и сходные с
    опухолями поражения челюстей488

  1. Кисты челюстей 494

  2. Злокачественные опухоли челюстных
    костей 496

Часть
третья

1.Главные бронхи

№2
Нос состоит изнаружного носа и
полости носа

Наружный
нос построен из костей и хрящей.

1.Носовые кости

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

2.Лобный

Сравнительная анатомия зубов и эмбриогенез зубов. Зубочелюстная система как целое

отросток верхней

челюсти

1.
Латеральные.

2. Большие
хрящи крыла

3. Малые
хрящи крыла

4. Хрящ
перегородки


Полость носа.

Носовые
раковины.

Верхняя

Средняя

Нижняя

Верхний

Средний

Нижний

Общий

№3.
Функции слизистой оболочки полости
носа.

  1. Фильтрация
    воздуха.

  2. Увлажнение
    воздуха

  3. Согревание
    воздуха

  4. Восприятие
    запаха

№4 .
Хрящи гортани.

1.
Щитовидный

2.
Перстневидный

3.
Надгортанник.

Предлагаем ознакомиться:  Анатомо-топографические особенности полостей различных групп зубов. Лекция №13

Б) Парные

1.
Черпаловидные

https://www.youtube.com/watch?v=cPriamoiefir

2.
Рожковидные

3.
Клиновидные

№ Суставы
гортани:.

  1. Щитовидно-перстневидный

  2. Щитовидно-черпаловидный.

№ Связки гортани

  1. Щитоподъязычная
    мембрана

а),
срединная щитоподъязычная связка

б).
латеральные щитоподъязычные связки

  1. Перстне-щитовидная

  2. Щито-
    надгортанниковая

  3. Подъязычно-надгортанниковая

  4. Преддверная

  5. Голосовая.

№ Мышцы гортани

  1. Суживатели
    голосовой щели

  2. Расширители
    голосовой щели

  3. Напрягатели
    голосовой связки.

№ Полость гортани

  1. Вход
    в гортань

  2. Преддверие
    гортани.

  3. Желудочки
    гортани

  4. Подголосовая
    полость

Сравнительная анатомия зубов и эмбриогенез зубов. Зубочелюстная система как целое


Строение стенки гортани

  1. Слизистая
    оболочка

  2. четырехугольная
    пластинка и эластический конус.

  3. мышцы

  4. адвентициальная.

№ Функции лёгкого

№ Элементы ворот лёгкого

2.легочная артерия

3. бронхиальная артерия

4. лёгочные вены

5. бронхиальная вена

Сравнительная анатомия зубов и эмбриогенез зубов. Зубочелюстная система как целое

6. нервы

7. лимфатические сосуды

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Правого – БАВВ

Левого – АБВВ

№ Корень лёгкого – это совокупность
элементов ворот, покрытая снаружи
плеврой лимфатические узлы

№ Строение стенки бронхиального
дерева

  1. Слизистая
    оболочка

  2. Мышечно-хрящевая
    оболочка

  3. Адвентициальная.

№ Сегмент лёгкого (бронхо-лёгочный
сегмент) – это часть доли лёгкого,
вентилируемый бронхом третьего порядка,
имеющий автономное кровоснабжение и
иннервацию

№ Ацинус– структурно-функциональная
(анатомо-физиологическая) единица
лёгкого, состоит из альвеолярного
дерева, оплетённого снаружи сетью
капилляров.

№. Строение стенки альвеол

  1. Альвеолоциты
    1 типа

  2. Альвеолоциты
    2 типа

№ Аэро-гематический (воздушно-кровяной)
барьер лёгкого

  1. эндотелиоциты

  2. базальная
    мембрана

  3. альвеолоциты

  4. сурфактант.

Раздел 13. Ортодонтия505

13.1.Организация
ортодонтической помощи505

  1. Организация работы ортодонтического
    отделения 505

  2. Оборудование и инструментарий
    ортодонтического отделения. Правила
    асептики 506

  3. Организация работы врача-ортодонта 507

  4. Организация работы зуботехнической
    лаборатории 507

13.2.Возрастные
особенности развития зубочелюстной
системы ребенка508

  1. Формирование прикуса молочных зубов 508

  2. Период смены молочных зубов на
    постоянные 509

  3. Период формирования прикуса постоянных
    зубов 510

  1. Виды и классификации зубочелюстных
    аномалий 513

  2. Этиология зубочелюстных аномалий 518

  1. Эндогенные причины 518

  2. Экзогенные причины 520

13.5.Методы
диагностики зубочелюстных аномалий523

  1. Клиническое обследование пациента 523

  2. Антропометрические исследования лица
    и головы пациента 524

  3. Измерения гипсовых моделей челюстей 527

  4. Графические методы диагностики 532

  5. Рентгенологические методы исследования 533

  6. Функциональные методы исследования 538

Сравнительная анатомия зубов и эмбриогенез зубов. Зубочелюстная система как целое

13.6.Методы
лечения зубочелюстных аномалий542

13.6.1.Аппаратурный
метод лечения543

  1. Механически действующие (активные)
    аппараты 546

  2. Функционально-действующие (пассивные)
    аппараты …. 558

  3. Аппараты комбинированного действия 561

  4. Ретенционные аппараты 562

  5. Профилактические аппараты 563

  1. Лечебная гимнастика 564

  2. Физиотерапевтические методы лечения,
    применяемые

в ортодонтии 566

  1. Виды перемещения зубов при ортодонтическом
    лечении 568

  2. Диагностика и лечение аномалий зубов 571

  1. Аномалии количества зубов 571

  2. Аномалии размеров зубов 574

  3. Аномалии формы зубов 575

  4. Аномалии структуры твердых тканей
    зубов 575

  5. Нарушение сроков прорезывания зубов 577

  6. Аномалии положения зубов 579

13.9.Диагностика
и лечение аномалий зубных рядов591

13.10.Аномалии
окклюзии зубных рядов595

  1. Дистальная окклюзия зубных рядов 598

  2. Мезиальная окклюзия зубных рядов 602

ивая дизокклюзия 616

Сравнительная анатомия зубов и эмбриогенез зубов. Зубочелюстная система как целое

u.i^.J.
Обратное резцовое перекрытие620

13.13. Аномалии челюстных костей “22

Приложение I. Тестовые
задачи627

Приложение 2. Эталон правильных ответов
к тестовым заданиям 63V

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АВК — артериовенозные коммуникации

БИК — болезнь Иценко—Кушинга

ВДОА — вторичный деформирующий
остеоартроз

Сравнительная анатомия зубов и эмбриогенез зубов. Зубочелюстная система как целое

ВНЧС — височно-нижнечелюстной сустав

ГБО — гипербарическая оксигенация

ДИ — дикротический индекс

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

ИГ — индекс гигиены

ИДЖ — индекс десневой жидкости

КДА — компрессионно-дистракиионный
аппарат

КП — кариес пломбы

Сравнительная анатомия зубов и эмбриогенез зубов. Зубочелюстная система как целое

КПИ — комплексный периодонтальный
индекс

КПУ — уровень интенсивности кариеса
постоянных зубов

кпу — уровень интенсивности кариеса
молочных зубов

КТ — компьютерная томография

МГК — медико-генетическое консультирование

МГКО — Международная гистологическая
классификация опухолей

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

МГЭ — местная гипоплазия эмали

МРТ — магнитно-резонансная томография

ПИ — пародонтальный индекс

ПТГ — паратиреоидный гормон

ПЦР — полимеразная цепная реакция

РИ — реографический индекс

РМА — индекс воспаления сосочка (Р),
маргинального края (М) и

части десны (А) СДАЛ — солкосерил-дентальная
адгезивная паста СИЦ — стеклоиономерные
цементы ТРГ — телерентгенограмма
УФО — ультрафиолетовое облучение ЧЛО
— челюстно-лицевая область ЭОД —
электроодонтодиагностика CPJ— коммунальный пародонтальный индекс

ПрофессоруАлександру
АлександровичуКолесовупосвящаетсяПРЕДИСЛОВИЕУчебник «Стоматология
детского возраста», который вы сейчас
от­крыли, значительно отличается от
предыдущих изданий (последнее из которых
вышло более 10 лет назад). Это связано с
появлением обшир­ной информации,
касающейся всех разделов детской
стоматологии, и с большим опытом
преподавания предмета. В основе лежит
нераз­рывная связь, обусловленная
един­ством взглядов на стоматологию
периода детского возраста.

К фундаментальным
разделам дисциплины относятся
профилак­тика стоматологических
заболева­ний у детей, терапевтическая
и хи­рургическая стоматология детского
возраста, ортодонтия, детское
про­тезирование. Эти разделы студенты
изучают
на II—V
курсах стоматоло­гического
факультета.

Освещение теории,
семиотики, клинических проявлений и
лечения стоматологических заболеваний
у детей многие годы позволяло созда­вать
дифференцированную мотива­цию
студентов к постградуальной подготовке
специалиста и позволя­ет утверждать,
что данная форма разделения преподавания
по еди­ной методологической схеме
опре­деляется учебным планом и
Про­граммой, утвержденной МЗ РФ, и
является более прогрессивной.

Сравнительная анатомия зубов и эмбриогенез зубов. Зубочелюстная система как целое

Стоматология
детского возрас­та — одна из самых
молодых дис­циплин, включающая
стоматоло­гию и педиатрию, интенсивно
раз­вивающиеся в РФ. Это проявляется
не только созданием соответствую-

щих кафедр в
медицинских акаде­миях и университетах,
но и разви­тием разветвленной сети
специали­зированной поликлинической
и стационарной помощи детям со
стоматологическими заболевания­ми
челюстно-лицевой области.

Врач-стоматолог
детский — наи­более массовая профессия
в систе­ме охраны здоровья матери и
ре­бенка. Сама же дисциплина
харак­теризуется изучением
стоматологи­ческих заболеваний на
основе зна­ний возрастных
анатомо-физиоло-гических особенностей
ребенка, пе­риодов его развития в
анте- и пост-натальном периодах жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Авторы стремились
отразить но­вейшие сведения по всем
темам, изучаемым в рамках учебного плана
и программы, дать студентам базо­вые
знания по дисциплине в пери­од обучения
в вузе и сформировать осознанную
мотивацию к специа­лизации в
постградуальный период. Считаем, что
такой подход в подго­товке специалистов
будет способст­вовать сохранению
общего и стома­тологического здоровья
детей, по­вышению его уровня, т.е.
созданию основы социально здорового
обще­ства.

Учебник составлен
по разделам преподавания согласно
учебному плану, программе и соответственно
объему учебного времени.

Сравнительная анатомия зубов и эмбриогенез зубов. Зубочелюстная система как целое

В каждом разделе
учебника обо­значена цель — предоставить
необ­ходимые детскому стоматологу
зна­ния, обеспечивающие ориентацию
в освоении дисциплины на после-

дующих этапах
подготовки к прак­тической деятельности.
Кроме того, в некоторых разделах сделан
акцент на профилактике, диагностике и
лечении стоматологических заболе­ваний,
усвоении основ их распо­знавания и
своевременном направ­лении больного
для получения спе­циализированной
помощи. В каж­дом разделе уделено
внимание ор­ганизационно-лечебной
направлен­ности обучения.

Предлагаем ознакомиться:  Структура зубов человека по номерам

Авторы, имея
10-летний опыт преподавания стоматологии
детско­го возраста по разделам,
уверены, что в ближайшем будущем будет
проведена реформа кафедр с целью
улучшения качества и стиля препо­давания,
а также увеличения объе­ма знаний
каждого из этих разделов соответственно
номенклатуре вра­чебных специальностей.

Стоматология
детского возрас­та — одна из наиболее
сложных клинических дисциплин. Внимание
к ней обусловлено значительным удельным
весом детей среди насе­ления нашей
страны, а сфера помо­щи детскому
населению касается самой перспективной
части обще­ства.

Признание охраны
здоровья ма­тери и ребенка приоритетным
на­правлением медицины обусловли­вает
необходимость разработки и реализации
мероприятий по усиле­нию
лечебно-оздоровительной ра­боты среди
женщин, детей и подро­стков. В настоящее
время стомато­логические учреждения
выполняют требования приказа Минздрава
СССР и Госкомитета СССР по на­родному
образованию от 11.08.88 г. № 639/271 «О мерах
по улучшению

профилактики
стоматологических заболеваний в
организованных дет­ских коллективах»
и приказа Мин­здрава СССР от 18.11.88 г.
№ 830 «О комплексной программе разви­тия
стоматологической помощи в СССР».

Проблема охраны
материнства и детства приоритетна во
всех стра­нах мира. Это подтверждено
Кон­венцией ООН
«О правах
ребенка» (1989), Всемирной декларацией
«За выживание, защиту и развитие де­тей»
(1990) и другими важными до­кументами:
приказами Минздрава РФ «О дальнейшем
развитии ме­дико-генетической службы»
(1993), «О введении аудиологического
скрининга новорожденного» (1996), приказом
Минздрава РФ и Мини­стерства труда
РФ «Об утверждении формы направления
детей в возрас­те до 16 лет на
освидетельствование в учреждения
медико-социальной защиты».

В нашей стране
охрана здоровья матери и ребенка
гарантируется Конституцией РФ (статьи
7, 15, 71, 72, 80).

Приоритетность
охраны детства как государственной
политики под­тверждается Указом
Президента РФ 1994 г. «Об основных
направлениях государственной социальной
поли­тики по улучшению положения
де­тей в Российской Федерации», а
также президентскими программа­ми
«Дети России», «Дети Севера», «Дети
Чернобыля», «Дети-сироты» и др.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Все замечания и
предложения, направленные на улучшение
учеб­ника, будут приняты авторами с
благодарностью.

Часть перваяОБЩИЕ ВОПРОСЫ
СТОМАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТАРаздел1

1.1.
Краткий исторический очерк

Детская стоматология
не сразу ста­ла самостоятельной
специально­стью. Она развивалась в
процессе накопления знаний по медицине
и стоматологии в целом. В работах многих
врачей мира можно найти данные о развитии
и заболеваниях зубочелюстной системы
у детей, а также рекомендации по уходу
за де­тьми.

Детская стоматология
— специа­льность сложная и
многокомпо­нентная. Она включает
детскую те­рапевтическую стоматологию,
все виды хирургии челюстно-лицевой
области (ЧЛО), сложную хирургию
новорожденных и грудных детей, ортодонтию
и детское протезирова­ние. Посвящающий
себя этому делу должен знать все ее
разделы и по­нимать их органическую
взаимо­связь с учетом морфофункциональ-ных
особенностей быстро развива­ющегося
и растущего детского ор­ганизма.

Интересные данные
о прорезыва­нии зубов можно найти в
сочине­ниях Гиппократа (460—372 гг. до
н.э.). В главе «De
dentitione»
из­вестной книги афоризмов Гиппо­крат
пишет: «В периоде прорезыва­ния зубов
наблюдаются: зуд в обла­сти десен,
лихорадка, понос, осо­бенно это бывает
при прорезыва-

Иннервация сосудов.

Сравнительная анатомия зубов и эмбриогенез зубов. Зубочелюстная система как целое

Кровеносные сосуды иннервируются
чувствительными и двигательными нервами.
Чувствительная иннервация обеспечивается
чувствительными волокнами черепномозговых
и спинномозговых нервов. Они являются
мякотными или миелиновыми.

Рецепторы – пластинчатые тела
Фатера-Пачини расположенны в интиме
всех сосудов. Депрессивная зона
располагается в восходящей аорте, а
каротидная зона – на месте деления
общей сонной артерии на наружную и
внутреннюю. Они являются местами
возникновения сосудистых рефлексов.
Двигательная иннервация обеспечивается
симпатическими нервами, идущими в
составе спинномозговых или черепномозговых
нервов.

Парасимпатическая иннервация некоторых
сосудов сердца, мозга признаются только
некоторыми авторами и анатомического
подтверждения не найдено.

Кровообращение плода.

Кровообращение плацентарное, то есть
питание плода осуществляется за счет
плаценты (детского места), которая
представляет собой сосудистое образование.
Она врастает в слизистую оболочку матки
своими ворсинками, которые погружены
в кровяные лакуны слизистой матки. Одной
поверхностью плацента обращена в сторону
матки, имеет дольковое строение.

Через стенку капилляров ворсин в кровь
плода поступают газы, питательные
вещества, вода, гормоны, ядовитые вещества
путем диффузии. И точно также от плода
к матери. Плацента образует между ними
плацентарный барьер.

Сравнительная анатомия зубов и эмбриогенез зубов. Зубочелюстная система как целое

Пупочная вена через пупочное кольцо
проникает в брюшную полость плода и
направляется к печени, где отдает ветвь
в воротную вену. Печень получает самую
чистую кровь, поэтому у плода она
относительно больше. Продолжение
пупочной вены от ворот печени до нижней
полой вены, куда оно впадает – носит
название венозного протока.

https://www.youtube.com/watch?v=https:8DPcIf-79_I

(Аранциев
проток). В нижней полой вене происходит
первое смешение артериальной крови с
венозной. По нижней полой вене один раз
смешанная кровь поступает в правое
предсердие и заслонка нижней полой вены
направляет эту кровь в левое предсердие
через овальное отверстие. Далее кровь
поступает в левый желудочек и аорту. От
дуги аорты отходят сосуды, питающие
голову и верхние конечности (один раз
смешанная кровь).

В правое предсердие впадает верхняя
полая вена, которая несет венозную кровь
от головы, верхней конечности и грудной
полости. Кровь из верхней полой вены
поступает в правый желудочек. Из него
в легочный ствол. У плода легкие не
дышат, малый круг кровообращения не
функционирует. Большая часть крови
сбрасывается из легочного ствола в
начальный отдел нисходящей аорты по
артериальному протоку (Баталлов).

После рождения ребенка с его первым
криков легкие расправляются. Кровь из
легочного ствола устремляются в легкие
(малый круг кровообращения). Необходимости
сброса в аорту нет, артериальный проток
спадается, прорастает просвет
соединительной тканью. Артериальный
проток превращается в артериальную
связку.

После перевязки пуповины кровь
перестает течь по пупочным артериям и
вене. Пупочная вена превращается в
круглую связку печени, а венозный проток
в венозную связку. В пупочных артериях
просвет зарастает, над ними брюшина
образует медиальные пупочные складки.
Овальное окно закрывается в первые
месяцы жизни, на этом месте остается
овальная ямка.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Лекция №6

Оцените статью
Лечим зубы
Добавить комментарий

Adblock detector