У новорожденного трясется нижняя губа – что делать

Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, иммунология и психиатрия. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов.

Мы работаем для Вас 7 дней в неделю. Специалисты клиники работают в тесном контакте с родителями пациентов.

Вы можете получить повторную онлайн-консультацию у любого врача, даже если вы живете в другом городе.

  • Навязчивые неврозы
  • Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка
  • Ребенок закатывает глаза: психологическая или медицинская проблема?
  • Повышенная тревожность у ребенка
  • Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает
  • Тремор подбородка у новорожденного: у ребенка дрожит подбородок
  • Ребенок плохо спит ночью, ребенок скрипит зубами (бруксизм): поведенческая особенность или болезнь?
  • С чего начать и к кому обращаться?

Навязчивые неврозы

В большинстве случаев проблема невроза навязчивых состояний и тиков решается путем игровой психотерапии или курсом медицинского лечения, а чаще всего – сочетанием медикаментозного лечения и психологической работы с подавляемым нервным напряжением у ребенка.

Обессивные неврозы у детей проявляется в виде навязчивых различных движений и мыслей. Навязчивые состояния (обсессии) проявляются как непреодолимые и непроизвольно возникающие мысли, страхи, и, как следствие – навязчивые движения.

Навязчивые мысли

  • когда ребенок боится за здоровье и безопасность себя самого и своих родных
  • постоянно думает или представляет себе, что с ними может случиться что-то плохое
  • все время вспоминает негативные события, которые произошли с ним или с его родными в прошлом

Типичные навязчивые мысленные действия

  • прочитывание номеров автомобилей, вывесок, операции с числами и буквами из номеров и вывесок
  • подсчет фонарных столбов, домов, газонных ограждений и т.п.
  • постоянный поиск «любимых» и «нелюбимых» букв и цифр

Навязчивые движения и действия.

Сфера их проявлений весьма обширна. Это может быть и нервный тик у ребенка, и навязчивые движения. Наиболее типичные навязчивые движения и действия у детей:

  • обкусывание ногтей и губ
  • выдергивание волос
  • сосание пальца, сосание или обкусывание карандаша, ручки, пуговицы, края одежды
  • покашливания, похрюкивание или проговаривание звуков
  • подергивания конечностей
  • моргание и/или стереотипные движения глаз
  • кружение
  • постукивание, похлопывание в ладоши
  • раскачивание
  • приседание, прихрамывание при ходьбе
  • потирание тела или предметов
  • потряхивание и встряхивание рук и предметов
  • прыжки и скачки без причины
  • мышечные сокращения рук и ног, а также лицевой части.

Типичные сложные ритуальные действия

  • дети могут ходить по определенным плиткам на полу
  • обходить, крутить, гладить предмет какое-то строгое количество раз
  • подпрыгивать и хлопать в ладоши, проговаривать фразы и т.д.

Также, неврозы могут иметь различный характер течения:

  • эпизодический
  • хронический
  • прогрессирующий

Невроз у ребенка может иметь разные причины

. Наиболее часто встречающейся является наличие какой-либо психической травмы у ребенка, а также наличие эмоциональных факторов. Таких как: напряженная и конфликтная обстановка в семье, неправильное и слишком жесткое и авторитарное воспитание детей.

Нередко в этот список входят и физиологические причины: наследственность и генетика, перенесенные заболевания, физические перегрузки ребенка, недостаток сна.

Так или иначе, все это связано с тем, что ребенок имеет повышенное возбуждение в определенных областях мозга. В основном речь идет о дисфункции подкорковых ядер головного мозга, которые отвечают за позу и мимику, мышечный тонус и за глобальные двигательные акты. Ребенок вынужден это возбуждение каким-то образом сбрасывать. Таким образом, данная разрядка происходит именно с помощью действий.

Это могут быть: тики (ребенок дергается, либо дергает какой-либо частью тела), быстрые стереотипные движения, могут быть навязчивые позы, навязчивые движения; ребенок может присаживаться, подпрыгивать, издавать какие-то звуки, проговаривать слова или даже ругательства (при синдроме Туретта). Очень часто такие проявления не воспринимаются в серьез на начальных этапах.

Синдром Туретта является генетически предопределенным состоянием, связанным с неврозами навязчивых состояний и тиками, или стереотипными тикообразными движениями.

Также неврозоподобные навязчивые состояния во многом провоцируются хронической стрептококковой инфекцией с повышением антистрептолизина О (АСЛО) при хроническом тонзиллите, так называемый PANDAS -синдром, текущим нейровоспалением с повышением таких маркеров, как: NSE и белка S100. Так же часто мы видим такие проявления у детей с носительством нейроинфекций, то есть инфекций оказывающих токсическое действие на нервную систему.


ЭЭГ (электроэнцефалография) для детей в клинике “Эхинацея”

Советуем Вам обратиться к детскому неврологу, детскому психиатру и аллергологу-иммунологу. Для удобства и координации помощи ребенку мы практикуем консилиум из всех трех специалистов. Благодаря этому приемы получаются более информативными, а эффект от назначенной терапии наступает быстрее.

Обсессивный невроз хорошо поддается лечению на ранних стадиях, особенно в дошкольном возрасте.

Что же касается синдрома Туретта, то даже при наличии генетической предрасположенности этот синдром может и «замолчать». Ведь до момента дебюта синдрома Туретта ребенок живет с тем же генетическим набором, но никаких тиков и вокализмов нет. Здесь дело не только в генетической предрасположенности к синдрому Туретта, но и в сопутствующих проблемах и текущем состоянии здоровья ребенка. Работа с провоцирующими факторами (невроз навязчивых состояний, инфекции, сопутствующие воспалительные заболевания, нарушение сна, высокий уровень тревоги и т.д.) обычно приводит к постепенному улучшению, часто до полного прекращения тиков и вокализмов.


Мы широко практикуем метод игровой терапии для лечения навязчивых неврозов у детей

Общее понятие о тиках

Это – самая популярная патология детской нервной системы в раннем возрасте. Визуально не заметить проявление тика просто невозможно, хотя некоторые родители умудряются неделями и даже месяцами не видеть никаких странностей в поведении ребенка.

Тики – это непроизвольные, стереотипно повторяющиеся, внезапные или отрывистые движения, являющиеся результатом спонтанного сокращения отдельных мышц или их групп.

На начальном этапе развития расстройства приступы возникают довольно редко, повторяющиеся движения не вызывают особого беспокойства или проблем. Ребенок даже может их сдерживать или контролировать. Однако попытки сдерживания тика доставляют ему:

  • внутренний дискомфорт;
  • чувство тревожности;
  • психическое напряжение.

При ослаблении контроля над собой происходят тикозные проявления, и малыш сразу же получает явное облегчение.

Нервные тики у детей обычно обнаруживаются в возрасте от двух до пятнадцати лет. В период 6–8 лет наиболее часто развивается тикозный гиперкинез, тогда как в 14–15 примерно в половине случаев он самопроизвольно исчезает.

Интересный факт: мальчики подвержены расстройству в пять раз чаще, чем девочки. С научной точки зрения это объясняется более устойчивой психикой представительниц женского пола.

Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка

Симптомы и причины.

Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность.
Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.
Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости.

Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:

  1. Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка
    и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.
  2. Имеется какая-либо психологическая проблема
    , повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость.
    Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается.
    Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.
  3. Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы.
    Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоиды, миндалины), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмы, детском неврозе, скрытой форме эпилепсии. Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения. В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.

Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера

. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии. Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.

Тест на гиперактивность

Дефицит активного внимания:

1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются.

Двигательная расторможенность:

1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться4. Любит много и безудержно говорить.

Импульсивность:

1.Слабый контроль своего поведения;2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;3.Плохо сосредоточивает внимание;4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта.

Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?

Если мы говорим о гиперактивном, возбудимом и неусидчивом ребенке, то все начинается с детального выяснения причины того, что заставило нервную систему ребенка пребывать в состоянии возбуждения столь продолжительное время. Чаще всего в таких случаях, мы рекомендуем начать с приема детского врача невролога и/или детского психиатра, так же предлагаем получить совместный прием этих двух экспертов. Так удается легче и быстрее определить причину повышенной возбудимости, избежать ненужного во многих случаях лечения или подобрать именно то лечение, которое нужно Вашему ребенку. По результатам первичного осмотра, мы можем рекомендовать дополнительные лабораторные и инструментальные исследования. Так же мы можем сэкономить Вам время и выслать бланк лабораторных обследований к первичному приему на адрес электронной почты, для этого можно заполнить форму «задать вопрос врачу»

.

Как предупредить дрожание губы у грудничка

Меры профилактики тремора направлены на поддержание беременности без стрессов и заботе о будущем малыше.

  1. Во время беременности женщина должна понимать, что ответственна не только за свою жизнь, но и за жизнь своего крохи. Планирование беременности – это в том числе отказ заранее от вредных привычек. Будьте спокойны, живите в гармонии с окружающим миром, находите в себе силы избегать стрессов, периодически слушайте спокойную музыку.
  2. Если Вы больны хроническими или инфекционными заболеваниями, то их стоит вылечить, потому что плоду при рождении все передается через плаценту.
  3. Регулярно посещайте врача и соблюдайте все его требования.

К счастью, тремор у младенца редко является симптомом тяжелых неврологических болезней. Да и возникает он только у 50% младенцев. Если выполнять рекомендации врача во время беременности, то можно избежать появления тремора.

Статья проверена редакцией

Ребенок закатывает глаза: психологическая или медицинская проблема?

В большинстве случаев проблема с закатыванием глаз у ребенка имеет вполне определенные причины (чаще всего они связаны с нарушением работы головного мозга, но могут быть и психологические причины).

Симптомы и причины.

Закатывание глаз вверх – нормальное явление для новорожденного ребенка до месячного возраста. Особенно перед сном, во время пограничного состояния между сном и бодрствованием. Но если ребенок закатывает глаза вниз, стоит обратить на это внимание и обратится к детскому неврологу. Это явление может происходить по многим причинам. Самая распространенная причина закатывания глаз у новорожденных – повышенное внутричерепное давление. Причиной также могут быть нервные тики и синдром Туретта, невроз навязчивых состояний, т.е. разрядка повышенного нервного напряжения ребенка посредством каких-либо повторяющихся действий.

Один из распространенных тиков как раз связан с закатыванием глаз, подергиванием глазами или в кратковременном взгляде в одном и том же определенном направлении. Так же закатыванием глаз может проявляться эпилепсия. Малые эпилептические приступы – абсансы – часто сопровождаются закатыванием глаз и кратковременным «зависанием», остановкой всех высших психических функций ребенка. Т.е. ребенок останавливается, замолкает, замирает, закатывает глаза, а через некоторое время «включается» и продолжает действовать как ни в чем не бывало. Это и есть проявление эпилептических абсансов. Малый эпилептическим приступ, может перейти в большой. В этом случае ребенок сначала закатывает глаза, затем подергивает одной или несколькими мышцами, а вслед за этим происходит развернутый судорожный приступ – это уже более тяжелое проявление эпилепсии.

Возможны и другие варианты.

Например, у ребенка может быть боль в области глаз, глазных яблок при различных заболеваниях, связанных с носоглоткой и ушами (аденоиды, воспаление пазух носа, миндалин, или воспаления ушей), когда возникает боль в области лицевого черепа и мягких тканей лица, глотки.К кому обращаться с закатыванием глаз ребенком?

В случае подобных симптомов необходимо показать ребенка детскому неврологу и окулисту, а так же оториноларингологу, если есть какие-то специфические проблемы. Но для начала все же советуем консультации детского невролога.

Гипертонус мышц

Иногда трясущийся подбородок у малыша появляется даже в том случае, когда он спокоен. Причиной такого явления может быть гипертонус мышц. Это ограничение произвольной двигательной функции грудничка, вызванное некоторыми нарушениями в развитии мозга и периферического нерва. При гипертонусе мышцы крохи перенапряжены. Они остаются напряженными даже когда малыш находится в расслабленном состоянии.

Другими признаками гипертонуса являются некачественный сон (малыш мало и плохо спит), повышенная раздражительность, частые срыгивания после кормления, запрокидывания головы и неестественные выгибания тела.

Если есть подозрение на гипертонус, можно провести эксперимент. Нужно взять малыша подмышки и поставить на твердую поверхность, слегка наклонив вперед. В этой позе груднички начинают инстинктивно перебирать ножками, как во время ходьбы. Кроха с гипертонусом будет становиться на носок, тогда как здоровый малыш — на всю ступню. Это классический диагностический признак гипертонуса и нарушения работы нервной системы.

Повышенная тревожность у ребенка

Основная причина

тревоги у ребенка – это постоянное нахождение нервной системы в защитной адаптационной реакции на внешние ситуации и обстоятельства, которые ребенок почему-то оценивает как опасные (стрессорная реакция). Ребенок может их не осознавать, так как растет в них с самого рождения, и он к ним привык, но подсознательно чувствует себя при этом неспокойно и небезопасно.

Обычные симптомы повышенной тревожности у ребенка:

  • Тревожность у ребенка часто проявляется чрезмерной привязанностью к маме, так как для ребенка именно она является природным источником спокойствия.
  • Повышенная тревожность может сопровождаться возбудимостью и гиперактивностью, либо, наоборот, истощением нервной системы, подавленностью и апатией ребенка. Бесконечно поддерживать тревогу и возбуждение головной мозг не может и быстро истощается.
  • Очень часто чрезмерная тревожность сопровождается депрессией иммунитета (вторичной иммунной недостаточностью на фоне стресса) и частыми заболеваниями. Например, ребенок сильно подвержен простудным заболеваниям, приносит из детского сада все инфекции, которые там появляются, долго находится дома на лечении.
  • Практически обязательным и, наиболее частым проявлением повышенной тревожности, является нарушение сна, ребенок плохо засыпает, часто просыпается. Либо спит на первый взгляд достаточно и много, но не высыпается и встает с утра с плохим настроением.
  • Страхи (придумывает и наделяет безопасные вещи опасными свойствами).

В первую очередь, необходимо понять в какой из областей лежат причины проблемы. В психологической, либо в медицинской

.

  1. Повышенная тревожность как психологическая проблема.
  2. Тревога у ребенка на фоне медицинских проблем. Это могут быть давно перенесенные повреждения мозга при родах, гипоксия, асфиксия или родовая травма, после чего мозг начинает сам генерировать тревогу в ответ на внешние обстоятельства. Это может быть повышенное внутричерепное давление, в более сложных ситуациях причинами могут быть аутистические расстройства, детские психозы или даже шизофрения. И чтобы помочь ребенку максимально эффективно, нужно точно определить природу возникновения тревожности.

Лечение

Консервативная терапия

Лечебная тактика определяется характером основной патологии, симптомом которой выступает дрожание. Некоторые состояния, например, неонатальный тремор, проходят самостоятельно и не требуют медицинского вмешательства, в других ситуациях необходимо оказание специализированной помощи. Обычно упор делается на комплексную медикаментозную коррекцию:

  • Этиотропную.
    Ликвидировать инфекционные причины дрожания удается антибактериальными, противовирусными препаратами. Для снижения выраженности гипербилирубинемии у новорожденных используют тинмезопорфирин. Устранение лекарственного паркинсонизма достигается переводом больного на атипичные нейролептики.
  • Патогенетическую.
    В лечении гипоксически-ишемических расстройств применяют вазоактивные средства (винпоцетин, пентоксифиллин), антигипоксанты и антиоксиданты. При гидроцефалии уменьшить продукцию и улучшить отток ликвора можно диуретиками (фуросемидом, маннитолом), при внутричерепных кровоизлияниях показана гемостатическая терапия.
  • Симптоматическую.
    Лечение паркинсонического тремора осуществляют леводопой, агонистами дофаминовых рецепторов (прамипексолом). Нейролептическое дрожание купируют амантадином, холинолитиками (тригексифенидилом). При выраженном семейном треморе используют бета-блокаторы (атенолол, соталол), в резистентных случаях – инъекции ботулотоксина.

Традиционным способом лечения ядерной желтухи является фототерапия, при неэффективности которой практикуют обменное переливание крови. Последствия перинатального поражения нервной системы, ДЦП требуют комплексной нейрореабилитации – с физиопроцедурами (миостимуляцией, электрофорезом, рефлексотерапией), массажем, ЛФК. Применяются специальные устройства (ортезы), детям рекомендованы занятия с логопедом, психологом.

Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает

В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины и довольно просто поддается коррекции или лечению.

Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы. К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты. Возможна обратная ситуация, у ребенка нет никаких особенных проблем со здоровьем, а есть лишь психологические проблемы, которые приводят к утомляемости. Необходимо четко понять причину того, что происходит, и только тогда лечение принесет желаемый результат.

Резкое переключение ребенка от активных и динамичных игр до полного упадка сил, при котором ребенок может заснуть за одну минуту, является нормой для детей от двух до пяти лет.

В этом возрасте это будет абсолютно нормальной усталостью с последующим переходом в активность.

Повышенная утомляемость должна Вас насторожить, если:

  1. Ребенок настолько устает, что не может сосредоточиться, отстает от сверстников в обучаемости и освоении новых навыков;
  2. Ребенок не может уснуть или просыпается по ночам, днем ощущает сонливость;
  3. Утром ребенок просыпается уставшим, трудно включается, отказывается от завтрака;
  4. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями;
  5. Вы отмечаете продолжительную (более 2х недель) общую вялость у ребенка, темные круги под глазами и бледность, спад настроения;
  6. Ребенок большую часть времени пребывает в негативном настроении, обижается и плачет без объективных на то причин;
  7. Появляется сонливость, апатия и безразличие к прежде любимым занятиям;
  8. Ребенок жалуется на головную боль или головокружение;
  9. Ребенок теряет моторную ловкость, проявляет агрессию, часто меняет позы при чтении или выполнении домашних заданий;
  10. Ребенок жалуется на усталость и/или боль в ног.

Повышенная утомляемость, в основном, связана с тем, что нервная система ребенка не может достаточно долго поддерживать возбуждение для обеспечения повседневных задач, включая обучение, освоение навыков, речи и так далее.

Утомляемому ребенку трудно удерживать внимание на чем-то одном, оно начинает рассеиваться, в результате чего ребенок сопротивляется обучению, которое оказывается для него слишком трудным. Ситуация перерастает в конфликты, а причина тому – повышенная утомляемость.

  1. Истощение нервной системы ребенка из-за длительного стресса,
    т.е. «застревании» организма в состоянии подготовки к ответу на опасность. Реакция стресса создана природой как кратковременная; она приходит к быстрой реализации и выходу из стресса. Но если вдруг стрессорная готовность в организме ребенка становится долговременной, нервная система постепенно истощается. Таким образом, происходит истощение мозга и, как следствие, быстрая утомляемость.
  2. Нарушение сна.
    Нормальный здоровый сон состоит из четырех стадий, из них самые глубокие и важные – это 3я и 4я. При дефиците глубоких стадий сна нервное истощение наступает довольно быстро. Частые варианты недосыпания у детей: ребенок имеет нормальную продолжительность сна, но при этом спит поверхностно, ребенок спит с пробуждениями, ребенок имеет укороченный сон (долго засыпает или слишком рано просыпается). Некоторые проблемы сна выясняются, если сделать ночной ЭЭГ мониторинг.
  3. Наличие повышенного внутричерепного давления
    , когда мозг испытывает давление излишним количеством цереброспинальной жидкости и не может долго находиться в состоянии возбуждения.
  4. Хронические заболевания,
    и очень часто это нарушение обмена веществ, инфекции (аденоиды, хронический тонзиллит), снижение функции щитовидной железы или другой эндокринный дисбаланс. Хронические инфекции могут быть связаны с вирусом герпеса, стрептококками, которые очень часто вызывают такую хроническую усталость. В этом случае мы предложим Вам привести в порядок иммунитет ребенка, заниматься лечением инфекций и тогда здоровье нервной системы ребенка восстановится.

Разновидности нервных тиков у детей

Каждый ребенок отличается своей индивидуальностью, поэтому и нервные тики, возникающие по тем или иным причинам, бывают разными.

Тикозные проявления в целом имеют две разновидности:

  1. Двигательные (моторные). Они обнаруживаются спазмами отдельных мышц, их групп или движением конечностей, другими частями тела.
  2. Голосовые (вокальные). Их можно распознать в виде часто повторяющихся отдельных звуков, слогов, восклицаний, слов и даже фраз.

Обе группы делятся на простые и сложные тики. Здесь все понятно. Простая форма – какое-то одно короткое движение или звук, сложная – подключаются несколько мышечных групп, если присутствуют вокальные нарушения, в них тоже наблюдается прогресс.

Тремор подбородка у новорожденного: у ребенка дрожит подбородок

В большинстве случаев эти симптомы полностью проходят при своевременном установлении диагноза и проведенном лечении, особенно, если лечение будет начато в первые полгода жизни ребенка.

Когда у новорожденного ребенка дрожит подбородок – это практически всегда говорит о повышенном возбуждении нервной системы. Если подбородок дрожит часто или постоянно – значит, возбуждение в центральной нервной системе ребенка существенно доминирует над торможением. А это, в свою очередь, может говорить о перенесенном повреждении мозга: внутриутробной инфекции, внутриутробной и/или родовой гипоксии, родовой травме, повышении внутричерепного давления и др. При этом подбородок у ребенка трясется во время плача или спонтанно. Также могут проявляться и другие неврологические симптомы. Часто наблюдается повышение мышечного тонуса, у малыша не формируются правильные рефлексы, присущие новорожденным: хоботковый рефлекс, ладонно-подбородочный, ладонно-ротовой, опорный рефлексы. А также возможны другие неврологические знаки, говорящие о том, что нервная система была чем-то повреждена. В более серьезных случаях возможно нарушение раннего развития.

С чего начать и к кому обращаться? Если у ребенка часто возникает дрожание подбородка, в первую очередь, ему стоит получить очную консультацию детского невролога. Врач осмотрит малыша и, при необходимости, назначит УЗИ головного мозга, УЗИ мозговых сосудов, чтобы посмотреть на ситуацию с внутричерепным давлением и мозговым кровообращением. В случае подозрений на предмет эпилепсии целесообразно проведение энцефалографии (ЭЭГ). Как правило, наиболее актуальный возраст для исследований и определений причин этой проблемы – до полугода, так как большинство последствий внутриутробных и родовых повреждений нервной системы хорошо восстанавливаются в течение первых 6-12 месяцев жизни (так называемое «терапевтическое окно»). Именно в этот момент следует приложить максимум усилий, чтобы поврежденные функции полностью восстановились и продолжали свое развитие в нормальном режиме.

Осложнения и последствия тремора

Физиологический тремор не несет никакой опасности для здоровья грудного ребенка. По истечению 3-4 месяцев после рождения дрожание подбородка и нижней губы исчезает и больше не беспокоит ни ребенка, ни его родителей.

Что касается патологического тремора, то здесь дела обстоят намного сложнее. Продолжительный и часто повторяющийся тремор — первый тревожный звоночек, говорящий о невропатии. Непроизвольное сокращение мышц подбородка, губ, верхних и нижних конечностей, головы может свидетельствовать о наличии у малыша перинатальной энцефалопатии.

Такая патология может включать в себя различные нарушения ЦНС, возникшие в результате внутриутробного развития. При своевременном обращении к врачу, заболевание еще может поддаться лечению.

Если тремор губ и подбородка вызван не со стороны неврологии, то необходимо пройти комплекс обследований на наличие дефицита в организме малютки Са и Mg, и сахарного диабета.

Ребенок плохо спит ночью, ребенок скрипит зубами (бруксизм): поведенческая особенность или болезнь?

Ежедневное получение полноценного ночного и дневного сна – очень важное условие для развития психических функций ребенка дошкольного возраста. Если Ваш ребенок стал плохо засыпать и часто просыпаться, стоит отнестись к этому максимально внимательно. Мы занимаемся восстановлением нормального сна у детей. Коррекция или лечение зависит от причин возникновения затруднений со сном, и определяются на консультации, либо после назначенного обследования, если оно понадобится.

Сколько должен спать ребенок

Возраст ребенкаПродолжительность дневного снаПродолжительность ночного сна
От 1 до 2 месяцевоколо 9 часовоколо 18 часов
От 3 до 4 месяцевоколо 8-6 часовоколо 16 часов
От 7 до 9 месяцевоколо 4 часовоколо 13 часов
От 10 до 12 месяцевоколо 3 часовоколо 13 часов
От 1-го до 1,5 летоколо 3 часовоколо 12 часов
От 1,5 до 2 летоколо 2,5 часовоколо 10-11 часов
От 2 до 3 летоколо 2,5 – 2 часовоколо 10-11 часов
От 3 до 7 летоколо 1,5 часов, по желаниюоколо 10 часов
После 7 летДневной сон не обязателенне менее 8-9 часов

Режим сна

. Нормальный сон ребенка должен протекать без перерывов, без эпизодов возбуждения, связанного с криком или плачем во сне. Нормальная продолжительность засыпания порядка получаса, если оно длится более 30 минут, стоит обратить на это внимание и узнать причину. Для ребенка является нормой ранний подъем в выходные по режиму, принятому в будни. Желательно, чтобы биоритм жизни ребенка совпадал с биоритмом географического временного пояса, в котором он живет. В природе предусмотрено так, что когда на улице темно, человек спит, а с рассветом он просыпается, этот же ритм соответствует и детскому режиму. Для ребенка дошкольника отбой должен быть не позже, чем в 22.00. У школьников не всегда бывает возможным соблюдать такой режим, ибо нагрузка, получаемая в школе, возрастает непропорционально физиологическим возможностям детей. Но все же для гармоничного роста и развития ребенка необходимо стремиться к соблюдению режима и наличие сна не менее 8-9 часов. Для ребенка до 10 лет продолжительность сна 9-10 часов – абсолютно нормальна и полезна.

Многие дети в приближении школьного возраста отказываются спать днем, это не всегда является нарушением режима сна, у некоторых детей при полноценном ночном сне потребность в дневном сне отпадает. При условии, что отсутствие дневного сна не влечет за собой изменение самочувствия ребенка в худшую сторону. Нужно учитывать еще один аспект, что детям до 4х лет дневной сон жизненно необходим, так как в этот период жизни активно идет построение нейронной структуры головного мозга и хороший сон способствует наиболее эффективной работе мозга в будущем.

Сон состоит из нескольких стадий (делится на фазы). Полноценный отдых, восстановление нервной системы, активная работа обмена веществ, иммунитета происходят, в основном, в третьей-четвертой фазах сна. Эти фазы достигаются только в ночном сне, при условии своевременного засыпания, достаточной продолжительности и глубины сна, отсутствии ночных пробуждений.

Ситуация, когда ребенок не спит ночью или
трудно и подолгу засыпает, часто встает, просит попить или поесть, придумывает себе разные занятия, лишь бы не спать, может возникать по множеству причин. Основные причины
:

  • повышенное внутричерепное давление (ВНД);
  • повышенный уровень тревожности;
  • стрессовая ситуация или чрезмерное нервное напряжение в ответ на что-либо;
  • невроз;
  • чрезмерная загруженность ребенка в школе;
  • повышенная судорожная готовность коры головного мозга (регистрируется на ЭЭГ);
  • боль в животе или другой области, тела, кожный зуд, глисты.

Поведенческий фактор.

Возникает из-за дефицита внимания взрослых, которые весь день работают и поздно приходят домой, не уделяя достаточного время своему ребенку. В результате ребенок долго засыпает, потому что ему хочется восполнить недостаток общения с родителями и ощутить их физическое и эмоциональное присутствия рядом с ним.

Высокий уровень тревожности у ребенка.

Когда ребенок не может заснуть, но с трудом уснув, часто просыпается или спит поверхностно, так как стрессорные механизмы нервной системы продолжают работать, включая защитные реакции и не позволяя ребенку заснуть глубоко.

Ребенок кричит во сне, ходит, разговаривает во сне.

Лунатизм (сомнамбулизм) – состояние неполного пробуждения. В то время, когда ребенок должен перейти в глубокую стадию сна, идет процесс торможения мозга, но при этом процесс затрагивает не все участки мозга, т.е. часть мозга остается бодрствующей или просыпается среди ночи. В результате ребенок может сесть на кровати, встать, ходить, кричать, выражать эмоции и даже разговаривать, не просыпаясь. Лунатизм у детей обычно довольно хорошо поддается лечению.

Ребенок скрипит зубами во сне

. Основной возраст, когда возникает бруксизм – период с 3 до 6 лет. Самый пик проявления приходится на пять лет, когда начинаются прорезываться коренные зубы. Причиной скрипа зубов может стать затрудненное дыхание из-за аденоидов, ушной или зубной боли и заложенности носа, боли в животе и вообще, любого физического дискомфорта.

Отсутствие полноценного сна может повлечь за собой серьезные проблемы для организма ребенка. Таки как расстройство нервной системы, ослабление иммунной системы, нарушение привычного для организма режима работы всех внутренних органов. Необходимо относиться ко сну ребенка максимально внимательно. Восстановить нормальный ночной сон у ребенка – задача, как правило, вполне выполнимая.

В первую очередь мы рекомендуем обращаться с ребенком, который плохо спит

:

  1. Консультацию врача детского невролога. Обычно в ходе консультации выясняется причина нарушения сна и может быть подобрано лечение.
  2. Если имеются подозрения по поводу хронической ночной боли где-либо, кожного зуда, нарушений носового дыхания – мы предложим помощь врача соответствующего профиля.

Диагностика

Тремор как визуальный симптом несложно определить уже при первичном осмотре. Гораздо важнее установить причину ритмичного дрожания подбородка, поскольку это влияет на терапевтическую стратегию и прогноз. С такой задачей врачу-неврологу удается справиться при использовании методов дополнительной диагностики. С учетом клинической ситуации могут назначаться следующие процедуры:

  • Лабораторные анализы.
    Предполагая наличие инфекционного фактора, в гемограмме обращают внимание на лейкоцитарную формулу, СОЭ, проводят серологические тесты, ПЦР. Ключевая роль отводится анализу ликвора (клиническому, биохимическому, микробиологическому). Важные биохимические показатели крови – билирубин, глюкоза. Необходима коагулограмма.
  • Томографические методы.
    Подтвердить органическую патологию ЦНС удается благодаря КТ и МРТ головного мозга. Компьютерная томография имеет преимущество в диагностике ЧМТ, гидроцефалии, гематом. Ишемические очаги, диффузные процессы, поражение оболочек и нервов лучше визуализируются на МРТ. Состояние дофаминергической системы позволяет исследовать однофотонная эмиссионная томография.
  • Нейросонография.
    В педиатрической практике высокоинформативно ультразвуковое сканирование головного мозга через большой родничок. УЗДС определяет расширение желудочковой системы, изменения плотности мозговой ткани, наличие патологических образований. При допплерографии исследуют кровоток в артериях каротидного и вертебробазилярного бассейнов.
  • Электроэнцефалография.
    Дрожательные гиперкинезы у детей, имитирующие эпилептические приступы, являются показанием для проведения ЭЭГ. Исследование электрической активности структур головного мозга выявляет очаги патологических импульсов, помогает прогнозировать нервно-психическое развитие новорожденных.
  • Электромиография.
    Электрофизиологические параметры тремора (частота, амплитуда, тип) определяются при ЭМГ. По характеру центральных осцилляций можно дифференцировать эссенциальное дрожание от паркинсонического. Методика полезна и для оценки нервно-мышечной проводимости.

Во многих случаях необходим осмотр глазного дна, некоторую информацию предоставляют эхо- и реоэнцефалография. При проведении дифференциальной диагностики сначала исключают физиологические состояния и опасную патологию, требующую немедленной помощи. Тремор у детей следует отличать от судорожных приступов, абсансов, миоклоний, в более старшем возрасте нужно учитывать двигательные стереотипии.

Советы по профилактике


Чтобы нервные тики ребенка со временем не переросли в более серьезные психические нарушения, нужно предпринять все возможные меры, чтобы их не допустить. Для осуществления этого не нужно ничего сверхъестественного. Достаточно будет не забывать о том, что малыш видит поведение родителей и окружающих его людей, делает собственные выводы и оценивает происходящие события в силу своего уровня развития.

Психика ребенка в раннем возрасте неустойчива и ранима, поэтому любое выяснение отношений родителей на повышенных тонах – стрессовая ситуация, которая может повлечь за собой тикозные проявления. Именно в семье малыш должен чувствовать поддержку и понимание. Это его крепость, в которой он, в случае необходимости, может спрятаться от всех своих страхов. Если таких взаимоотношений нет, то риск развития тиков достаточно высок.

Дети, живущие в спокойной, доброжелательной обстановке, очень редко бывают подвержены нервным тикам. Чтобы не пришлось лечить последствия психического дисбаланса у ребенка, достаточно создать для него комфортные условия. Заключаются они в следующем:

  • избегание беспокойства и стрессовых ситуаций;
  • здоровый полноценный сон;
  • качественная и полезная еда, запрет на фастфуд и слишком сладкую и жареную пищу;
  • соблюдение режима дня, правильная организация отдыха;
  • дозированное использование компьютера и просмотр телепередач;
  • максимальное пребывание на свежем воздухе;
  • занятия в спортивных секциях, соответствующих интересам и темпераменту ребенка;
  • недопустимость переутомления.

В редких случаях воспитание подрастающего поколения обходится без наказаний. Они, безусловно, нужны, но в пределах разумного. Физическое воздействие сразу исключается. Допустимы лишь моральные методы влияния. Ребенок должен четко знать, за какой проступок он наказан и как нужно было поступить правильно. При этом следует заверить малыша, что на любовь к нему наказание никак не влияет. Только в такой ситуации он сделает правильные выводы и получит минимальное нервное потрясение.

Даже если появления нервных тиков у ребенка избежать не удалось, следует помнить, что это не самое страшное, что могло с ним произойти. Современная медицина в сочетании с родительской заботой и вниманием способны творить чудеса.

Основные проявления

Локализация тикозных движений наиболее часто происходит в лицевых или шейных мышцах. Со временем они могут распространяться в направлении сверху вниз. Самые распространенные примеры простых детских моторных тиков:

  • нахмуривание бровей;
  • моргание;
  • зажмуривание;
  • шевеление крыльями носа;
  • втягивание воздуха носом;
  • подергивание уголком рта;
  • повороты или наклоны головы;
  • пожимание плечами;
  • вздрагивания;
  • подергивание конечностями;
  • сгибание или разгибание пальцев;
  • щелчки пальцами.

Голосовые тики проявляются покашливанием, отхаркивающими горловыми звуками, сопением, произносимыми слогами или возгласами. Это бессмысленное звуковое сопровождение, которое вмешивается в речь и производит впечатление заикания или запинок. Если не предпринимаются никакие меры по их устранению, то ситуация будет лишь усугубляться. Тикозные движения также прогрессируют и выходят на новый уровень в виде:

  • гримас;
  • вскидывания головы;
  • касания руками различных частей тела;
  • сокращения мышц живота или диафрагмы;
  • приседаний;
  • подпрыгиваний.

Все перечисленные выше нервные тики у детей – это далеко не все проявления заболевания. Они могут быть индивидуальны и нетипичны. Все зависит от уровня развития ребенка, его характера и темперамента, восприимчивости к окружающим раздражителям и целого ряда других причин.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]