Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, иммунология и психиатрия. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов.
Мы работаем для Вас 7 дней в неделю. Специалисты клиники работают в тесном контакте с родителями пациентов.
Вы можете получить повторную онлайн-консультацию у любого врача, даже если вы живете в другом городе.
- Навязчивые неврозы
- Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка
- Ребенок закатывает глаза: психологическая или медицинская проблема?
- Повышенная тревожность у ребенка
- Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает
- Тремор подбородка у новорожденного: у ребенка дрожит подбородок
- Ребенок плохо спит ночью, ребенок скрипит зубами (бруксизм): поведенческая особенность или болезнь?
- С чего начать и к кому обращаться?
Навязчивые неврозы
В большинстве случаев проблема невроза навязчивых состояний и тиков решается путем игровой психотерапии или курсом медицинского лечения, а чаще всего – сочетанием медикаментозного лечения и психологической работы с подавляемым нервным напряжением у ребенка.
Обессивные неврозы у детей проявляется в виде навязчивых различных движений и мыслей. Навязчивые состояния (обсессии) проявляются как непреодолимые и непроизвольно возникающие мысли, страхи, и, как следствие – навязчивые движения.
Навязчивые мысли
- когда ребенок боится за здоровье и безопасность себя самого и своих родных
- постоянно думает или представляет себе, что с ними может случиться что-то плохое
- все время вспоминает негативные события, которые произошли с ним или с его родными в прошлом
Типичные навязчивые мысленные действия
- прочитывание номеров автомобилей, вывесок, операции с числами и буквами из номеров и вывесок
- подсчет фонарных столбов, домов, газонных ограждений и т.п.
- постоянный поиск «любимых» и «нелюбимых» букв и цифр
Навязчивые движения и действия.
Сфера их проявлений весьма обширна. Это может быть и нервный тик у ребенка, и навязчивые движения. Наиболее типичные навязчивые движения и действия у детей:
- обкусывание ногтей и губ
- выдергивание волос
- сосание пальца, сосание или обкусывание карандаша, ручки, пуговицы, края одежды
- покашливания, похрюкивание или проговаривание звуков
- подергивания конечностей
- моргание и/или стереотипные движения глаз
- кружение
- постукивание, похлопывание в ладоши
- раскачивание
- приседание, прихрамывание при ходьбе
- потирание тела или предметов
- потряхивание и встряхивание рук и предметов
- прыжки и скачки без причины
- мышечные сокращения рук и ног, а также лицевой части.
Типичные сложные ритуальные действия
- дети могут ходить по определенным плиткам на полу
- обходить, крутить, гладить предмет какое-то строгое количество раз
- подпрыгивать и хлопать в ладоши, проговаривать фразы и т.д.
Также, неврозы могут иметь различный характер течения:
- эпизодический
- хронический
- прогрессирующий
Невроз у ребенка может иметь разные причины
. Наиболее часто встречающейся является наличие какой-либо психической травмы у ребенка, а также наличие эмоциональных факторов. Таких как: напряженная и конфликтная обстановка в семье, неправильное и слишком жесткое и авторитарное воспитание детей.
Нередко в этот список входят и физиологические причины: наследственность и генетика, перенесенные заболевания, физические перегрузки ребенка, недостаток сна.
Так или иначе, все это связано с тем, что ребенок имеет повышенное возбуждение в определенных областях мозга. В основном речь идет о дисфункции подкорковых ядер головного мозга, которые отвечают за позу и мимику, мышечный тонус и за глобальные двигательные акты. Ребенок вынужден это возбуждение каким-то образом сбрасывать. Таким образом, данная разрядка происходит именно с помощью действий.
Это могут быть: тики (ребенок дергается, либо дергает какой-либо частью тела), быстрые стереотипные движения, могут быть навязчивые позы, навязчивые движения; ребенок может присаживаться, подпрыгивать, издавать какие-то звуки, проговаривать слова или даже ругательства (при синдроме Туретта). Очень часто такие проявления не воспринимаются в серьез на начальных этапах.
Синдром Туретта является генетически предопределенным состоянием, связанным с неврозами навязчивых состояний и тиками, или стереотипными тикообразными движениями.
Также неврозоподобные навязчивые состояния во многом провоцируются хронической стрептококковой инфекцией с повышением антистрептолизина О (АСЛО) при хроническом тонзиллите, так называемый PANDAS -синдром, текущим нейровоспалением с повышением таких маркеров, как: NSE и белка S100. Так же часто мы видим такие проявления у детей с носительством нейроинфекций, то есть инфекций оказывающих токсическое действие на нервную систему.
ЭЭГ (электроэнцефалография) для детей в клинике “Эхинацея”
Советуем Вам обратиться к детскому неврологу, детскому психиатру и аллергологу-иммунологу. Для удобства и координации помощи ребенку мы практикуем консилиум из всех трех специалистов. Благодаря этому приемы получаются более информативными, а эффект от назначенной терапии наступает быстрее.
Обсессивный невроз хорошо поддается лечению на ранних стадиях, особенно в дошкольном возрасте.
Что же касается синдрома Туретта, то даже при наличии генетической предрасположенности этот синдром может и «замолчать». Ведь до момента дебюта синдрома Туретта ребенок живет с тем же генетическим набором, но никаких тиков и вокализмов нет. Здесь дело не только в генетической предрасположенности к синдрому Туретта, но и в сопутствующих проблемах и текущем состоянии здоровья ребенка. Работа с провоцирующими факторами (невроз навязчивых состояний, инфекции, сопутствующие воспалительные заболевания, нарушение сна, высокий уровень тревоги и т.д.) обычно приводит к постепенному улучшению, часто до полного прекращения тиков и вокализмов.
Мы широко практикуем метод игровой терапии для лечения навязчивых неврозов у детей
Что делать, если ребенок в 2 года сосет палец?
Если ребенок уже ест твердую пищу, не требует грудь, но все еще регулярно сосет палец, причиной может быть стресс, испуг, раздражение или скука, потому что сосательные движения помогают ему расслабиться. Иногда такая привычка приобретается, если ребенок переживает развод или ссоры родителей, поступление в детский сад, переезд, появление нового члена семьи или какие-либо другие крупные перемены. В такие моменты ребенку поможет любовь, нежность, ласка, расслабляющие техники вроде массажа или работа с детским психологом.
Если ребенок живёт без потрясений, но все равно сосет палец, наблюдайте, в каких ситуациях он это делает. Кандидат психологических наук Ольга Егорова утверждает: «Если родитель замечает, что ребенок сосет палец каждый раз после какого-то стресса — резкий звук, смена температурного режима, или если ребенку пора спать, а родители его не укладывают, или у него поднялась температура, режутся зубки, болит животик, — тогда это будет показателем того, что так ребенок успокаивается, а значит, испытывает некий дискомфорт». Возможно, он на что-то злится, или волнуется, или просто скучает. Уделяйте ему больше внимания, развлекайте, играйте вместе. Ребенку может быть скучно, если ему не хватает игрушек или компании других детей.
«Если ваш ребенок слишком много сосет палец, постарайтесь сделать его жизнь более приятной для него, — пишет американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок. — Напоминайте ему иногда, что когда-нибудь он вырастет большой и перестанет сосать палец. Дружеское поощрение заставит его самого захотеть избавиться от этой привычки, как только он сможет. Но не сердитесь на него за это».
Помните, что привычка сосать палец — только знак, что ребенку чего-то не хватает. Значит, лучше всего — помочь ему справиться с причиной, а не просто гасить следствие.
Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка
Симптомы и причины.
Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность.
Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.
Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости.
Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:
- Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка
и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее. - Имеется какая-либо психологическая проблема
, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость.
Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается.
Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются. - Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы.
Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоиды, миндалины), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмы, детском неврозе, скрытой форме эпилепсии. Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения. В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.
Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера
. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии. Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.
Тест на гиперактивность
Дефицит активного внимания:
1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются.
Двигательная расторможенность:
1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться4. Любит много и безудержно говорить.
Импульсивность:
1.Слабый контроль своего поведения;2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;3.Плохо сосредоточивает внимание;4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта.
Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?
Если мы говорим о гиперактивном, возбудимом и неусидчивом ребенке, то все начинается с детального выяснения причины того, что заставило нервную систему ребенка пребывать в состоянии возбуждения столь продолжительное время. Чаще всего в таких случаях, мы рекомендуем начать с приема детского врача невролога и/или детского психиатра, так же предлагаем получить совместный прием этих двух экспертов. Так удается легче и быстрее определить причину повышенной возбудимости, избежать ненужного во многих случаях лечения или подобрать именно то лечение, которое нужно Вашему ребенку. По результатам первичного осмотра, мы можем рекомендовать дополнительные лабораторные и инструментальные исследования. Так же мы можем сэкономить Вам время и выслать бланк лабораторных обследований к первичному приему на адрес электронной почты, для этого можно заполнить форму «задать вопрос врачу»
.
Как вовремя предотвратить
Будьте внимательны, когда ребенок научится координировать свои движения так, что сможет засунуть палец в рот. Если он делает это перед едой, значит, так выражается голод, и его пора покормить. Если палец оказывается во рту после кормления, значит, ребенка нужно держать у груди дольше, чаще прикладывать и не сокращать количества кормлений, пока ребенок сам не начнет требовать грудь реже. Бывает, что младенец быстро наедается от первой груди, и ему тут же дают вторую — он отказывается, потому что уже сыт, но его сосательный рефлекс не удовлетворен, поэтому он сосет палец. В таких случаях не спешите перекладывать ребенка ко второй груди. Помните, что важно его не только накормить, но и дать ему возможность удовлетворить сосательный инстинкт наиболее естественным путем — с помощью материнской груди. Если нет возможности посвящать кормлению 30-40 минут, давайте после еды пустышку.
Таким образом, сосание пальца — это сигнал для родителей. Если вовремя его распознать и дать ребенку то, что ему нужно (грудь или пустышку), во вредную привычку это не перерастет. И доставать палец изо рта не надо, чтобы это не стало рычагом привлечения вашего внимания.
Ребенок закатывает глаза: психологическая или медицинская проблема?
В большинстве случаев проблема с закатыванием глаз у ребенка имеет вполне определенные причины (чаще всего они связаны с нарушением работы головного мозга, но могут быть и психологические причины).
Симптомы и причины.
Закатывание глаз вверх – нормальное явление для новорожденного ребенка до месячного возраста. Особенно перед сном, во время пограничного состояния между сном и бодрствованием. Но если ребенок закатывает глаза вниз, стоит обратить на это внимание и обратится к детскому неврологу. Это явление может происходить по многим причинам. Самая распространенная причина закатывания глаз у новорожденных – повышенное внутричерепное давление. Причиной также могут быть нервные тики и синдром Туретта, невроз навязчивых состояний, т.е. разрядка повышенного нервного напряжения ребенка посредством каких-либо повторяющихся действий.
Один из распространенных тиков как раз связан с закатыванием глаз, подергиванием глазами или в кратковременном взгляде в одном и том же определенном направлении. Так же закатыванием глаз может проявляться эпилепсия. Малые эпилептические приступы – абсансы – часто сопровождаются закатыванием глаз и кратковременным «зависанием», остановкой всех высших психических функций ребенка. Т.е. ребенок останавливается, замолкает, замирает, закатывает глаза, а через некоторое время «включается» и продолжает действовать как ни в чем не бывало. Это и есть проявление эпилептических абсансов. Малый эпилептическим приступ, может перейти в большой. В этом случае ребенок сначала закатывает глаза, затем подергивает одной или несколькими мышцами, а вслед за этим происходит развернутый судорожный приступ – это уже более тяжелое проявление эпилепсии.
Возможны и другие варианты.
Например, у ребенка может быть боль в области глаз, глазных яблок при различных заболеваниях, связанных с носоглоткой и ушами (аденоиды, воспаление пазух носа, миндалин, или воспаления ушей), когда возникает боль в области лицевого черепа и мягких тканей лица, глотки.К кому обращаться с закатыванием глаз ребенком?
В случае подобных симптомов необходимо показать ребенка детскому неврологу и окулисту, а так же оториноларингологу, если есть какие-то специфические проблемы. Но для начала все же советуем консультации детского невролога.
Задумано природой
Всё начинается с сосательного инстинкта, который нужен новорожденному для выживания. Еще в утробе матери младенец может сосать свой палец, таким образом готовясь к кормлению грудью, которое ожидает его после рождения. Правильное сосание не только обеспечивает получение пищи, но и развивает несколько систем в организме нового человека, формирует лицевой скелет, успокаивает ребенка.
Сосательный инстинкт, как правило, угасает к 1,5-2 годам жизни. До этих пор ребенку важно удовлетворить свою потребность в сосании, которая у каждого индивидуальна. Если этого не происходит, он может сосать палец, пальцы, губы, посторонние предметы, что становится вредной привычкой.
Повышенная тревожность у ребенка
Основная причина
тревоги у ребенка – это постоянное нахождение нервной системы в защитной адаптационной реакции на внешние ситуации и обстоятельства, которые ребенок почему-то оценивает как опасные (стрессорная реакция). Ребенок может их не осознавать, так как растет в них с самого рождения, и он к ним привык, но подсознательно чувствует себя при этом неспокойно и небезопасно.
Обычные симптомы повышенной тревожности у ребенка:
- Тревожность у ребенка часто проявляется чрезмерной привязанностью к маме, так как для ребенка именно она является природным источником спокойствия.
- Повышенная тревожность может сопровождаться возбудимостью и гиперактивностью, либо, наоборот, истощением нервной системы, подавленностью и апатией ребенка. Бесконечно поддерживать тревогу и возбуждение головной мозг не может и быстро истощается.
- Очень часто чрезмерная тревожность сопровождается депрессией иммунитета (вторичной иммунной недостаточностью на фоне стресса) и частыми заболеваниями. Например, ребенок сильно подвержен простудным заболеваниям, приносит из детского сада все инфекции, которые там появляются, долго находится дома на лечении.
- Практически обязательным и, наиболее частым проявлением повышенной тревожности, является нарушение сна, ребенок плохо засыпает, часто просыпается. Либо спит на первый взгляд достаточно и много, но не высыпается и встает с утра с плохим настроением.
- Страхи (придумывает и наделяет безопасные вещи опасными свойствами).
В первую очередь, необходимо понять в какой из областей лежат причины проблемы. В психологической, либо в медицинской
.
- Повышенная тревожность как психологическая проблема.
- Тревога у ребенка на фоне медицинских проблем. Это могут быть давно перенесенные повреждения мозга при родах, гипоксия, асфиксия или родовая травма, после чего мозг начинает сам генерировать тревогу в ответ на внешние обстоятельства. Это может быть повышенное внутричерепное давление, в более сложных ситуациях причинами могут быть аутистические расстройства, детские психозы или даже шизофрения. И чтобы помочь ребенку максимально эффективно, нужно точно определить природу возникновения тревожности.
Вот как выглядел открытый прикус у ребенка в 7 лет
Первый год был у нее самым нестабильным и тяжелым. Поскольку девчонка никак не хотела избавляться от привычки и лечебная каппа всячески оказывался ночью на подушке.
Прошел год лечения прикуса у девочки, смотрим результат
Но в один прекрасный день, благодаря ежедневному труду, мы победили БОЛЬШУЮ ФАЛАНГУ
Итоговый результат лечения открытого прикуса. Фото в 11 лет
Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает
В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины и довольно просто поддается коррекции или лечению.
Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы. К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты. Возможна обратная ситуация, у ребенка нет никаких особенных проблем со здоровьем, а есть лишь психологические проблемы, которые приводят к утомляемости. Необходимо четко понять причину того, что происходит, и только тогда лечение принесет желаемый результат.
Резкое переключение ребенка от активных и динамичных игр до полного упадка сил, при котором ребенок может заснуть за одну минуту, является нормой для детей от двух до пяти лет.
В этом возрасте это будет абсолютно нормальной усталостью с последующим переходом в активность.
Повышенная утомляемость должна Вас насторожить, если:
- Ребенок настолько устает, что не может сосредоточиться, отстает от сверстников в обучаемости и освоении новых навыков;
- Ребенок не может уснуть или просыпается по ночам, днем ощущает сонливость;
- Утром ребенок просыпается уставшим, трудно включается, отказывается от завтрака;
- Ребенок часто болеет простудными заболеваниями;
- Вы отмечаете продолжительную (более 2х недель) общую вялость у ребенка, темные круги под глазами и бледность, спад настроения;
- Ребенок большую часть времени пребывает в негативном настроении, обижается и плачет без объективных на то причин;
- Появляется сонливость, апатия и безразличие к прежде любимым занятиям;
- Ребенок жалуется на головную боль или головокружение;
- Ребенок теряет моторную ловкость, проявляет агрессию, часто меняет позы при чтении или выполнении домашних заданий;
- Ребенок жалуется на усталость и/или боль в ног.
Повышенная утомляемость, в основном, связана с тем, что нервная система ребенка не может достаточно долго поддерживать возбуждение для обеспечения повседневных задач, включая обучение, освоение навыков, речи и так далее.
Утомляемому ребенку трудно удерживать внимание на чем-то одном, оно начинает рассеиваться, в результате чего ребенок сопротивляется обучению, которое оказывается для него слишком трудным. Ситуация перерастает в конфликты, а причина тому – повышенная утомляемость.
- Истощение нервной системы ребенка из-за длительного стресса,
т.е. «застревании» организма в состоянии подготовки к ответу на опасность. Реакция стресса создана природой как кратковременная; она приходит к быстрой реализации и выходу из стресса. Но если вдруг стрессорная готовность в организме ребенка становится долговременной, нервная система постепенно истощается. Таким образом, происходит истощение мозга и, как следствие, быстрая утомляемость. - Нарушение сна.
Нормальный здоровый сон состоит из четырех стадий, из них самые глубокие и важные – это 3я и 4я. При дефиците глубоких стадий сна нервное истощение наступает довольно быстро. Частые варианты недосыпания у детей: ребенок имеет нормальную продолжительность сна, но при этом спит поверхностно, ребенок спит с пробуждениями, ребенок имеет укороченный сон (долго засыпает или слишком рано просыпается). Некоторые проблемы сна выясняются, если сделать ночной ЭЭГ мониторинг. - Наличие повышенного внутричерепного давления
, когда мозг испытывает давление излишним количеством цереброспинальной жидкости и не может долго находиться в состоянии возбуждения. - Хронические заболевания,
и очень часто это нарушение обмена веществ, инфекции (аденоиды, хронический тонзиллит), снижение функции щитовидной железы или другой эндокринный дисбаланс. Хронические инфекции могут быть связаны с вирусом герпеса, стрептококками, которые очень часто вызывают такую хроническую усталость. В этом случае мы предложим Вам привести в порядок иммунитет ребенка, заниматься лечением инфекций и тогда здоровье нервной системы ребенка восстановится.
Почему эта привычка – вредная?
Достаточно перечислить лишь несколько важных последствий. При постоянном сосании пустышки мышцы ротовой полости развиваются неравномерно, не так, как им предназначено природой. Круговая мышца рта оказывается «переразвитой», постоянно находится в гипертонусе. Другие мышцы, напротив, остаются недоразвитыми.
Дети, у которых наблюдается реверсивный инфантильныйтип глотания с «прокладыванием языка» (язык находится между передними зубами), всегда страдают от открытого прикуса, при котором фронтальные зубы не смыкаются. Зубные ряды деформируются, меняется положение и происходит разобщение зубов.
У детей, которые сосут пустышку или палец в возрасте старше 1 года, очень часто между передними зубами у них образуется вертикальная щель либо, как вариант, верхние передние зубы сильно наклоняются вперед.Все это влияет не только на внешний вид ребенка, но и на его здоровье.
Тремор подбородка у новорожденного: у ребенка дрожит подбородок
В большинстве случаев эти симптомы полностью проходят при своевременном установлении диагноза и проведенном лечении, особенно, если лечение будет начато в первые полгода жизни ребенка.
Когда у новорожденного ребенка дрожит подбородок – это практически всегда говорит о повышенном возбуждении нервной системы. Если подбородок дрожит часто или постоянно – значит, возбуждение в центральной нервной системе ребенка существенно доминирует над торможением. А это, в свою очередь, может говорить о перенесенном повреждении мозга: внутриутробной инфекции, внутриутробной и/или родовой гипоксии, родовой травме, повышении внутричерепного давления и др. При этом подбородок у ребенка трясется во время плача или спонтанно. Также могут проявляться и другие неврологические симптомы. Часто наблюдается повышение мышечного тонуса, у малыша не формируются правильные рефлексы, присущие новорожденным: хоботковый рефлекс, ладонно-подбородочный, ладонно-ротовой, опорный рефлексы. А также возможны другие неврологические знаки, говорящие о том, что нервная система была чем-то повреждена. В более серьезных случаях возможно нарушение раннего развития.
С чего начать и к кому обращаться? Если у ребенка часто возникает дрожание подбородка, в первую очередь, ему стоит получить очную консультацию детского невролога. Врач осмотрит малыша и, при необходимости, назначит УЗИ головного мозга, УЗИ мозговых сосудов, чтобы посмотреть на ситуацию с внутричерепным давлением и мозговым кровообращением. В случае подозрений на предмет эпилепсии целесообразно проведение энцефалографии (ЭЭГ). Как правило, наиболее актуальный возраст для исследований и определений причин этой проблемы – до полугода, так как большинство последствий внутриутробных и родовых повреждений нервной системы хорошо восстанавливаются в течение первых 6-12 месяцев жизни (так называемое «терапевтическое окно»). Именно в этот момент следует приложить максимум усилий, чтобы поврежденные функции полностью восстановились и продолжали свое развитие в нормальном режиме.
Влияние на функции организма
Пищеварение. Неправильное глотание может мешать нормальному процессу пищеварения. А открытый прикус, в свою очередь, влияет на формирование дыхания – ребенок вместе с неправильным прикусом получает и вредную привычку ротового дыхания.
Дыхательная система. В будущем, это может привести к целому ряду проблем, включая нарушение сна, частые простудные заболевания, развитие аденоидов. Ведь в данном случае рот берет на себя функцию носа, и дыхательная система также формируется неправильно.
Развитие ВНЧС. У детей с открытым прикусом очень часто наблюдается дисфункция височно-нижнечелюстных суставов и гипертонус подбородка. Дело в том, что с такой патологией прикуса ребенок жует неправильно, функция передних зубов нарушена – всю нагрузку на себя берут жевательные зубы. В результате они быстрее стираются, идет давление на сустав, который крепит нижнюю челюсть к черепу – сустав деформируется. Из-за всех вышеупомянутых нарушений будет постепенно страдать и осанка ребенка: голова и плечи выдвигаются вперед, позвоночник приобретает неестественные изгибы – возникает сколиоз.
Ребенок плохо спит ночью, ребенок скрипит зубами (бруксизм): поведенческая особенность или болезнь?
Ежедневное получение полноценного ночного и дневного сна – очень важное условие для развития психических функций ребенка дошкольного возраста. Если Ваш ребенок стал плохо засыпать и часто просыпаться, стоит отнестись к этому максимально внимательно. Мы занимаемся восстановлением нормального сна у детей. Коррекция или лечение зависит от причин возникновения затруднений со сном, и определяются на консультации, либо после назначенного обследования, если оно понадобится.
Сколько должен спать ребенок
Возраст ребенка | Продолжительность дневного сна | Продолжительность ночного сна |
От 1 до 2 месяцев | около 9 часов | около 18 часов |
От 3 до 4 месяцев | около 8-6 часов | около 16 часов |
От 7 до 9 месяцев | около 4 часов | около 13 часов |
От 10 до 12 месяцев | около 3 часов | около 13 часов |
От 1-го до 1,5 лет | около 3 часов | около 12 часов |
От 1,5 до 2 лет | около 2,5 часов | около 10-11 часов |
От 2 до 3 лет | около 2,5 – 2 часов | около 10-11 часов |
От 3 до 7 лет | около 1,5 часов, по желанию | около 10 часов |
После 7 лет | Дневной сон не обязателен | не менее 8-9 часов |
Режим сна
. Нормальный сон ребенка должен протекать без перерывов, без эпизодов возбуждения, связанного с криком или плачем во сне. Нормальная продолжительность засыпания порядка получаса, если оно длится более 30 минут, стоит обратить на это внимание и узнать причину. Для ребенка является нормой ранний подъем в выходные по режиму, принятому в будни. Желательно, чтобы биоритм жизни ребенка совпадал с биоритмом географического временного пояса, в котором он живет. В природе предусмотрено так, что когда на улице темно, человек спит, а с рассветом он просыпается, этот же ритм соответствует и детскому режиму. Для ребенка дошкольника отбой должен быть не позже, чем в 22.00. У школьников не всегда бывает возможным соблюдать такой режим, ибо нагрузка, получаемая в школе, возрастает непропорционально физиологическим возможностям детей. Но все же для гармоничного роста и развития ребенка необходимо стремиться к соблюдению режима и наличие сна не менее 8-9 часов. Для ребенка до 10 лет продолжительность сна 9-10 часов – абсолютно нормальна и полезна.
Многие дети в приближении школьного возраста отказываются спать днем, это не всегда является нарушением режима сна, у некоторых детей при полноценном ночном сне потребность в дневном сне отпадает. При условии, что отсутствие дневного сна не влечет за собой изменение самочувствия ребенка в худшую сторону. Нужно учитывать еще один аспект, что детям до 4х лет дневной сон жизненно необходим, так как в этот период жизни активно идет построение нейронной структуры головного мозга и хороший сон способствует наиболее эффективной работе мозга в будущем.
Сон состоит из нескольких стадий (делится на фазы). Полноценный отдых, восстановление нервной системы, активная работа обмена веществ, иммунитета происходят, в основном, в третьей-четвертой фазах сна. Эти фазы достигаются только в ночном сне, при условии своевременного засыпания, достаточной продолжительности и глубины сна, отсутствии ночных пробуждений.
Ситуация, когда ребенок не спит ночью или
трудно и подолгу засыпает, часто встает, просит попить или поесть, придумывает себе разные занятия, лишь бы не спать, может возникать по множеству причин. Основные причины
:
- повышенное внутричерепное давление (ВНД);
- повышенный уровень тревожности;
- стрессовая ситуация или чрезмерное нервное напряжение в ответ на что-либо;
- невроз;
- чрезмерная загруженность ребенка в школе;
- повышенная судорожная готовность коры головного мозга (регистрируется на ЭЭГ);
- боль в животе или другой области, тела, кожный зуд, глисты.
Поведенческий фактор.
Возникает из-за дефицита внимания взрослых, которые весь день работают и поздно приходят домой, не уделяя достаточного время своему ребенку. В результате ребенок долго засыпает, потому что ему хочется восполнить недостаток общения с родителями и ощутить их физическое и эмоциональное присутствия рядом с ним.
Высокий уровень тревожности у ребенка.
Когда ребенок не может заснуть, но с трудом уснув, часто просыпается или спит поверхностно, так как стрессорные механизмы нервной системы продолжают работать, включая защитные реакции и не позволяя ребенку заснуть глубоко.
Ребенок кричит во сне, ходит, разговаривает во сне.
Лунатизм (сомнамбулизм) – состояние неполного пробуждения. В то время, когда ребенок должен перейти в глубокую стадию сна, идет процесс торможения мозга, но при этом процесс затрагивает не все участки мозга, т.е. часть мозга остается бодрствующей или просыпается среди ночи. В результате ребенок может сесть на кровати, встать, ходить, кричать, выражать эмоции и даже разговаривать, не просыпаясь. Лунатизм у детей обычно довольно хорошо поддается лечению.
Ребенок скрипит зубами во сне
. Основной возраст, когда возникает бруксизм – период с 3 до 6 лет. Самый пик проявления приходится на пять лет, когда начинаются прорезываться коренные зубы. Причиной скрипа зубов может стать затрудненное дыхание из-за аденоидов, ушной или зубной боли и заложенности носа, боли в животе и вообще, любого физического дискомфорта.
Отсутствие полноценного сна может повлечь за собой серьезные проблемы для организма ребенка. Таки как расстройство нервной системы, ослабление иммунной системы, нарушение привычного для организма режима работы всех внутренних органов. Необходимо относиться ко сну ребенка максимально внимательно. Восстановить нормальный ночной сон у ребенка – задача, как правило, вполне выполнимая.
В первую очередь мы рекомендуем обращаться с ребенком, который плохо спит
:
- Консультацию врача детского невролога. Обычно в ходе консультации выясняется причина нарушения сна и может быть подобрано лечение.
- Если имеются подозрения по поводу хронической ночной боли где-либо, кожного зуда, нарушений носового дыхания – мы предложим помощь врача соответствующего профиля.
Нерво-психическое развитие детей первого года жизни
Нервно-психическое развитие детей первого года жизни
Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории
С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.
Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:
• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции; • Эмоции; • Общие движения; • Движения руки и действие с предметами; • Подготовительные этапы развития речи и понимание речи; • Навыки и умения.
Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.
Таблица 1. От 0 до 6 месяцев
Показатель | 1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | 5 месяц | 6 месяц |
Зрительно- ориентировочные реакции | Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним | Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой | Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении | Узнает мать | Отличает чужих от близких | |
Слуховые ориентировочные реакции | Вздрагивает при резком звуке и мигает | Прислушива- ется | Отчетливое слуховое сосредото- чение | Поворачивает голову на звук | Различает тон, с которым к нему обращаются | |
Эмоции | Первая улыбка | Улыбается в ответ на речь взрослого | В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек | Громко смеется | ||
Движения общие | Пытается держать голову лежа на животе | Хорошо держит голову в (1-2 мин.) вертикальном положении | Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног. | Поворачивает- ся со спины на живот | Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивает- ся со спины на живот | Поворачива- ется с живота на спину. Подползает к игрушке. |
Движения руки и действия с предметами | Захватывает подвешенную игрушку | Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка | Свободно берет игрушки из разных положений | |||
Подготовительные этапы развития речи. Понимание речи | Начинает гулить | Продолжи-тельно гулит | Продолжает долго гулить | Произносит слоги «ма», «ба». Начало лепета | ||
Навыки и умения в процессах | Берет пищу губами с ложки для кормления |
Таблица 2. От 6 до 12 месяцев
Показатели | 7 месяцев | 8 месяцев | 9 месяцев | 10 месяцев | 11 месяцев | 12 месяцев |
Движения общие | Хорошо ползает | Самостоя- тельно садится. Сидит. Самостоя- тельно встает у опоры и ходит, держась за нее | Ходит при поддержке за обе руки | Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. | Самостоя-тельно стоит без опоры | Самостоя-тельно ходит |
Движения руки с предметами действия | Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую | Долго занимается игрушками | Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает | Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой | Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки | |
Подготовитель- ные этапы развития речи | Произносит слоги многократно (лепечет) | Громко, повторно произносит различные слоги | Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете | Подражает разным слогам взрослого | Произносит первые слова обозначения: «мама», «ав-ав», «кис-кис» | Произносит 8-10 слов |
Понимание речи | На вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном месте | По просьбе взрослого делает «Ладушки», «До свидания» | Знает свое имя. На вопрос «Где?» находит предмет и достает его из множества игрушек | Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого | Выполняет элементар- ные требования взрослых | Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличива- ется запас понимаемых слов |
Навыки и умения в процессах | Пьет из чашки, которую держит взрослый | Сам держит сухарик или корочку хлеба | Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками. | Пьет из чашки | Пьет из чашки | Сам берет чашку и пьет из нее |
С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.
Развитие зрения и слуха
У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.
Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей. Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.
Развитие эмоциональных реакций
Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.
Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.
На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.
На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».
К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.
Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.
После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.
К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.
Общие движения
Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.
При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.
Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!
С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.
Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.
Развитие речи
Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.
К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.
В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.
Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).
К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -«надо» и «нельзя».
Советы родителям
Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.
Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.
Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия. В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.
Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.
В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.
Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.
Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.
С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
В каком возрасте необходимо отучать
Очень важно избавиться от привычки сосать пустышку или палец в раннем возрасте, до смены молочных зубов на постоянные. Дело в том, что если в 3-4 лета избавить ребенка с открытым прикусом от привязанности к пустышке, то с помощью ортодонтических трейнеров довольно быстро можно обеспечить нормальное давление в ротовой полости, сбалансировать развитие мышц и тем самым вернуть зубные ряды в нормальное положение. И тогда при прорезывании постоянных зубов (это происходит примерно в 6-7 лет) нарушений прикуса уже не возникнет. В противном случае может понадобиться более серьезная коррекция и ортодонтическое лечение.
В норме отучение от пустышки нужно провести в возрасте около года. В это время у малыша уже начинают прорезываться первые зубы, и очень важно не допустить формирования патологий прикуса, вызванных именно длительным многочасовым сосанием пустышки. Поэтому и педиатры, и ортодонты в данном вопросе единодушны: пока зубы не прорезались, можно давать малышу иногда соску-пустышку для успокоения, как только начали появляться первые зубы (это происходит в 7-8 месяцев) – соску лучше убрать.
Простые правила
Если вы решили давать малышу пустышку, выбирайте оптимальную форму – она должна быть ортодонтической, со скошенным краем, обеспечивающим языку высокое положение в полости рта.
Не давайте малышу сосать пустышку постоянно. Именно от продолжительности сосания, а не от его силы зависит скорость формирования неправильного прикуса: чем больше ежедневно малыш сосет пустышку, тем быстрее это произойдет.
Очень важно показывать ребенка ортодонту регулярно. Первый визит нужно назначить не позже чем в 1 год и показывать малыша примерно раз в полгода, чтобы вовремя заметить патологию прикуса на ранних стадиях и не упустить время.
Как отучить ребенка сосать палец?
- Приобрести пустышку ортодонтической формы — с ней можно удовлетворить сосательный рефлекс без вреда для формирования прикуса. Такую соску можно стерилизовать, что особенно актуально для ползающих малышей, пальчики которых могут при сосании стать причиной инфекции
- Для старших детей оптимальным вариантом является поход к грамотному детскому психологу. Специалист сможет установить причины «плохой привычки», найти психотравмирующий фактор и дать родителям рекомендации по его устранению. При нормализации психического состояния уходит необходимость в сосании, и привычка исчезает самостоятельно.
(1 оценок; рейтинг статьи 5.0)
Поделиться Поделиться Поделиться