Почему ребенок сосет нижнюю губу и как его отучить?

Часто малыши сосут кулачки, пальчики, нижнюю губу, и это не должно вызывать опасения, если малыш грудничок.

Но если ребенку больше года, а он продолжает сосать губу, то это уже вредная привычка.

Некоторые мамы серьезно обеспокоены данной проблемой и хотят знать, насколько это вредно, как отучить ребенка от сосания нижней губы, и стоит ли делать это? Рассмотрим этот вопрос подробно.

Это норма

Каждую молодую маму волнует вопрос о том, почему ребенок сосет нижнюю губу. Прежде всего задачей родителей является определить, когда он это делает, с чем связано подобное действие. Абсолютной нормой является, если малыш начинает захватывать губу, когда испытывает чувство голода. Это происходит, когда он еще совсем маленький, не умеет говорить, таким жестом он показывает взрослому человеку, что пора бы подкрепиться. Абсолютной нормой является, если ребенок сосет нижнюю губу, когда хочет пить. Его ротовая полость начинает подсыхать, такими движениями он пытается устранить чувство дискомфорта.

Малыш кричит, скандалит, обижает окружающих

Если кроха регулярно устраивает скандалы, это может говорить о том, что малыш скрывает какую-то серьезную проблему. Маленький человек в постоянном стрессе должен выплескивать негативные эмоции, и он это делает так, как умеет: швыряет игрушки, бьет и кусает маму, отбирает у соседского мальчика машинку. Часто такое поведение характерно для детей, которых воспитывает один родитель или бабушки с дедушками.

Самое удивительное, что агрессивные дети могут слышать от взрослых ободряющие слова: «Ты – мой самый лучший ребенок», «Я тебя обожаю», «Ты – моя единственная надежда в жизни». Кроха чувствует серьезный груз ответственности, ведь родители считают его идеальным, поэтому нужно соответствовать. Нервное напряжение, которое растет с каждым днем внутри, не дает ребенку покоя, и приходится с помощью агрессии освобождаться от негативных эмоций.

Это зубы

Если ребенок в 5 месяцев сосет нижнюю губу, то, возможно, такое поведение связано с прорезыванием зубов. Стоит обратить внимание на наличие сопутствующих симптомов, к которым относится:

  • повышение температуры тела до 37,5-38 градусов;
  • появление очевидной отечности в области десны;
  • повышенное слюноотделение;
  • у многих детей одновременно с прорезыванием зубов появляются сопли или заложенность носа.

Если малыш ведет себя, как обычно, то не нужно принимать каких-либо мер. Стоит набраться терпения. Как только зубы вылезут, у малыша исчезнет эта привычка. Если ребенок постоянно капризничает, необходимо снять боль при помощи охлаждающего геля или обезболивающего препарата.

Это стресс

Если ребенок в 3 месяца сосет нижнюю губу, то это также можно считать нормальным явлением. К этому времени малыш уже привыкает питаться грудью или смесью из бутылочки, таким образом он повторяет знакомый для него рефлекс.

Многие педиатры утверждают, что если в 3-4 месяца ребенок сосет нижнюю губу, то это может быть связано с чувством страха и стресса. Если он отлучен от матери, то таким образом он пытается себя успокоить. Но такие действия он перестает делать сразу, как оказывается на руках у заботливого родителя.

Стоит заметить, что у детей эти привычки проходят самостоятельно, они не требуют какого-либо лечения и походов к психологу. Стоит набраться терпения, через несколько недель малыш забудет об этой привычке.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Невролог, Эпилептолог

24 апреля 2021

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Это не норма

Но абсолютно не является нормой, если ребенок сосет нижнюю губу в возрасте от 1 года. В таком случае подобное поведение может сигнализировать о проблемах:

  • Чувство дискомфорта. Возможно, у ребенка что-то болит, например зуб, или образовался стоматит под губой.
  • Перенапряжение и сильный стресс. Такая манера поведения свойственна для раздражительных и неуравновешенных людей, которые за счет такой привычки также стремятся себя успокоить.
  • Самым опасным является ситуация, при которой ребенок одновременно облизывает губы и замирает, напрягается, закатывает глаза, делает монотонные прерывистые движения конечностями. Возможно, это связано с заболеваниями неврологического характера.

Конечно же, стоит пронаблюдать за периодичностью подобного поведения. Если ребенок облизнул губу один раз или делает это после каждого приема пищи, то брать это во внимание не стоит. Но требуется насторожиться, если он делает это постоянно или воздействует на губу настолько активно, что на ней появляется отечность или кровяные подтеки.

Что делать?

Что же делать, если уже достаточно большой ребенок сосет нижнюю губу. Причин такого поведения существует несколько. В первую очередь родитель должен разобраться, в чем дело. Для этого требуется:

  • Поговорить с ним, выяснить причину, почему он делает именно так.
  • Проследить, после чего он начинает странно себя вести, возможно, он делает это каждый раз после того, как его наказывает родитель.
  • Осмотреть самостоятельно его ротовую полость на наличие стоматита или прорезывания новых зубов. Если в результате осмотра были обнаружены белые налеты, то стоит обработать пораженный участок специальным стоматологическим гелем.
  • Показать ребенка специалисту: психологу или неврологу.

Способ решения проблемы напрямую зависит от причины ее возникновения. Но ни в коем случае нельзя:

  • ругать ребенка каждый раз, когда он совершает это действие;
  • пытаться пристыдить его.

В таком случае ребенок может еще больше замкнуться в себе или начать делать это нарочно, чтобы позлить родителя. Но пускать подобную привычку на самотек также не стоит, это может привести к появлению еще более глобальных проблем.

Почему сосут пальцы дети постарше?

Обычно тут на первый план выходит уже психологическая составляющая. Сосание оказывает на ребенка успокоительное действие, так ребенок себя развлекает, если ему скучно, утешает себя, если расстроен, или усыпляет, когда хочет спать. Малыш может использовать это как «уход в младенчество», когда не может справиться с ситуацией или получить желаемого. Обычно сосание пальца продолжается у тех малышей, кто это делал и до года, реже это возникает уже после года заново. Первое, что нужно сделать при сосании пальца малышом, задуматься, что может волновать кроху. Может, переезд, садик или ссоры родителей, появление младшего ребенка или еще что-либо беспокоит его. Если устраняется причина, обычно и привычка исчезает. Если сосание пальца появляется лишь изредка, а большую часть времени ребенок веселый, общительный и спокойный, причин волноваться нет.

Просто объясните малышу, что пальчик изо рта надо вынуть. Но если у малыша почти постоянно палец находится во рту и это заменяет ему даже игры, родители должны задуматься, почему ребенок почти постоянно себя успокаивает, с чем это связано и как ему помочь в этом.

Ребенок скучает без общества сверстников, возможно, у него мало подходящих игрушек, он мало двигается или сидит много в коляске. Кроха, может быть, сердит или обижен на вас за наказание или запрет делать что-то ему интересное. Тогда лучший способ помочь — отвлечь его внимание чем-то увлекательным (новой игрой, яркой книгой) или просто пообщаться, обнять его и приласкать. Слишком застенчивые дети сосут палец, когда боятся или не решаются сделать шаг навстречу сверстникам или незнакомым взрослым.

Чем же помочь? Прежде всего — поговорить с психологом или самостоятельно оценить состояние малыша. Нет ли травмирующих или волнующих его ситуаций? Чаще поощрять его за то, что он час или два не сосал палец и ни в коем случае не ругать за то, что он забылся. Просто мягко отведите руку изо рта и отвлеките ребенка игрой или новым делом. Не давайте ему скучать. Не сердитесь на кроху, это будет его волновать и только усилит проблему.

Возможные осложнения

Как уже говорилось ранее, если ребенок сосет губу в младенческом возрасте, то это абсолютно нормальное явление, которое пройдет со временем. Но меры стоит принять, если вредная привычка продолжает сохраняться в возрасте одного года и позднее.

Если вовремя не устранить ее, то возникает риск появления ряда осложнений, а именно:

  • Изменение структуры верхних зубов. Со временем они начнут деформироваться, изгибаться в сторону нижней губы.
  • Появится щель между верхними и нижними рядами зубов, устранить которую можно только с помощью оперативного вмешательства или длительного ношения стоматологических конструкций.
  • Образуется отечность нижней губы, визуально она будет заметно отличаться от верхней губы и, естественно, бросаться в глаза окружающим. В дальнейшем от подобного косметического дефекта будет избавиться достаточно сложно.
  • При сильном упущении проблемы настолько очевидным станет неправильный прикус, что появится щель не только между верхними и нижними зубами, но и между губами.
  • Увеличится риск проникновения бактерий в ротовую полость, из-за чего могут появиться боли в желудке, а также диарея.
  • В результате постоянного сосания будет активно вырабатываться слюна, из-за длительного контакта ее с кожным покровом он начнет раздражаться в области щек и подбородка.

Чтобы не допустить развития осложнений, стоит своевременно обратить внимание на отличительное поведение ребенка, выявить его причину, посетить грамотного специалиста и придерживаться назначенных им мер лечения.

Отрицательные моменты

Если сосание губы перешло во вредную привычку, это может привести к возникновению негативных последствий:

  • болезнетворные бактерии и инфекции будут беспрепятственно проникать в полость рта. У ребенка может развиться дисбактериоз, колики, запоры или, наоборот, жидкий стул;
  • также при постоянном сосании излишне стимулируется слизистая рта, выделяется большое количество слюны, в результате этого на губах и щеках начинает появляться раздражение, болячки, к которым может присоединиться сторонняя инфекция;
  • развитие неправильного прикуса и деформация зубочелюстного аппарата, при этом верхняя челюсть начнет выпирать.

Лечение

Если проблема имеет неврологический характер, то невролог, как правило, назначает прием успокоительных или противосудорожных препаратов. Если проблема имеет стоматологический характер, то стоматолог может назначить обезболивающий или противобактериальный гель. Но, если такое поведение не связано с заболеванием, а является вредной привычкой, то позаботиться о том, как отучить ребенка сосать нижнюю губу, мать должна, придерживаясь психологических советов:

  • В первую очередь следует показать ребенку, как некрасиво это смотрится со стороны. Возможно, он увидит такую манеру поведения, ему не понравится, как это выглядит, и он будет стараться больше не повторять этих действий.
  • Можно придумать систему поощрения, например, если не будет ребенок делать так в течение одной недели, то родитель свозит его в парк аттракционов. Сначала он будет стараться не сосать губу ради интереса, а затем у него исчезнет эта привычка.
  • Также можно смазать губы чем-то острым, например горчицей или соком алоэ. Но не стоит перебарщивать с этим компонентом, так как может возникнуть раздражение на коже или проблемы с работой желудочно-кишечного тракта.
  • Если ребенку от 6 до 18 месяцев, то можно дать ему пустышку.

Когда ребенок занят своими делами и при этом постоянно сосет губу, то стоит насторожиться, понаблюдать за дальнейшим его поведением. Это может быть вредной привычкой, приводящей к различным осложнениям, или симптомом серьезного заболевания, требующего незамедлительного лечения.

Советы психологов

Привычка сосать губу вызывает большое беспокойство у родителей, тем более если оно сопровождается посасыванием одежды, уголков одеяла и теребления швов. Многие мамы не могут самостоятельно отучить малыша от вредной привычки и обращаются к специалистам.

Детские психологи дают следующие рекомендации:

  • нельзя упрекать, ругать или стыдить ребенка за сосание и закусывание губы. Это может только усугубить ситуацию;
  • необходимо выяснить причину повышенного беспокойства;
  • родители должны проанализировать свое эмоциональное состояние, ведь дети отражение нашего внутреннего мира;
  • если ребенок посещает детский сад, поприсутствуйте вместе с ним 1-2 дня, чтобы понять, что вызывает его тревожность;
  • оградите малыша от семейных конфликтов и нервной обстановки;
  • проводите игровую и песочную терапию;
  • уделяйте ему как можно больше внимания;
  • ограничьте просмотр телевизора и игры в компьютер или телефон, без ущемления интересов ребенка;
  • в сложных случаях обращайтесь к детскому психологу, который проведет работу с ребенком и родителями по отдельности.

Иногда после отучения от привычки, ребенок через какое-то время опять начинает сосать губу. В этом случае родители должны провести тщательный анализ того времени, в течение которого он не сосал губу.

Необходимо понять, почему привычка вернулась, что повлияло на это и изменить ситуацию.

Чтобы ребенок перестал закусывать губу родители должны выяснить причину и приложить максимум усилий для ее устранения. В комфортной обстановке и окруженный любящими близкими, малыш забудет о вредной привычке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]