Должностная инструкция по специальности «Ассистент врача-стоматолога»


[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия] Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждать должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция ассистента врача-стоматолога

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

Подача инструментов и материалов

Ассистент подает врачу: карпульный шприц с анестетиком, инструменты, материалы, которые нужны на данном этапе лечения, машинный наконечник с бором.

Правила подачи анестетика:

  1. ассистент подает карпульный шприц, четко называя анестетик,
  2. врач перехватывает шприц,
  3. ассистент снимает защитный колпачок с иглы,
  4. оба партнера вербально и невербально релаксируют пациента.

Десять правил подачи инструментов

  1. Никогда не передавать инструменты над головой или лицом пациента.
  2. Ассистент передает инструмент над грудью пациента, чтобы он не испытывал дискомфорт.
  3. В случае передачи хирургического инструмента (например, щипцов для удаления зуба) допускается его передача за головой пациента.
  4. Всегда передавать инструмент врачу рабочим концом к препарируемому зубу таким образом, чтобы ручка инструмента оказалась в ближайшем и удобном для захвата положении к ведущей руке врача.
  5. Осторожно передавать острые инструменты или инструменты с двумя ручками (щипцы, ножницы) для исключения травм пациента или врача.
  6. Избегать столкновения рук ассистента с руками врача.
  7. Подавать требующийся инструмент необходимо в руки врача так, чтобы обес­печить перехват и предупредить падение инструмента.
  8. Подавать и принимать инструмент надо так, чтобы рука врача производила как можно меньше движений.
  9. Не поднимать инструмент, если он упал на пол.
  10. Если инструмент упал на пол, то для пациента надо отметить, что вы замените инструмент на стерильный. В противном случае пациент может рассмотреть падение инструмента как ситуацию, не позволяющую продолжить лечение должным образом.

Примечание. Когда ассистент надевает защитный колпачок на карпульную иглу после инъекции анестетика, ему необходимо быть максимально внимательным, не спешить, чтобы не нанести себе травму — укол иглой. Следует помнить, что игла может быть инфицирована.

Рабочий график

Должностные обязанности ассистента стоматолога можно условно разделить на две составляющие. Первая – это именно рабочий процесс и его взаимодействие с врачом. Кроме того, помощник стоматолога должен успевать приводить кабинет в порядок, вовремя заказывать лекарственные средства, инструменты, расходный материал, дезинфицировать и стерилизовать инструмент. Выполнение этих обязанностей не может идти в разрез с помощью врачу, когда это требуется.

Ассистент, как правило, приходит на работу раньше доктора, и уходит позже него – чтобы иметь время на подготовку рабочего места перед приемом пациентов и всегда быть на подхвате у врача. Стоматологи обычно работают посменно – до обеда или после. Ассистенты также не находятся в клинике от зари до зари, их рабочий день зависит от графика доктора, но он более продолжительный, чем у непосредственного начальника.

Ключевые знания ассистента стоматолога

В обязанности ассистента стоматолога входит знание таких немаловажных предметов, как:

  • законы и нормативно-правовые документы РФ, относящихся и регламентирующих работу учреждений здравоохранения;
  • принципы, согласно которым организовано оказание медицинской стоматологической помощи;
  • анатомическое строение и функционирование зубо-челюстной системы человека, биомеханика жевательного аппарата;
  • теоретическая подготовка и практические умения и навыки лечения основных стоматологических заболеваний;
  • основы организации стоматологической помощи взрослым и детям с целью профилактики заболеваний;
  • способы профилактики стоматологических заболеваний и медикаментозные и другие средства, с помощью которых проводят профилактические мероприятия;
  • каким образом поддерживается и производится профессиональная и индивидуальная гигиена полости рта;
  • методы стоматологического просвещения населения;
  • нормы защиты труда, санитарные правила, а также правила техники безопасности на производстве и правила противопожарной безопасности;
  • Также, ассистент должен соблюдать внутренние правила трудового распорядка стоматологической поликлиники или иного стоматологического лечебного учреждения, в котором он работает.

Должностные обязанности ассистента стоматолога

Должностной инструкцией регламентируются следующие обязанности ассистента стоматолога:

  • подготовка стоматологического кабинета и необходимых в работе материалов, для приема пациентов;
  • обязательное соблюдение санитарно-гигиенических правил противоэпидемического режима, стерилизации оборудования и инструментов, правил хранения и использования медицинских препаратов и оборудования;
  • еженедельное проведение тщательной генеральной уборки кабинета, в том числе мытье с применением дезинфицирующих средств стен и всех других поверхностей. День генеральной уборки назначается руководством;
  • контроль за чистотой и порядком в стоматологическом кабинете;
  • проведение дезинфекции, предварительной чистки и стерилизации необходимых инструментов и перевязочного материала;
  • выполнение в течение приема пациентов всех распоряжений врача;
  • помощь врачу в процессе приема пациентов, заполнение медицинской документации;
  • ведение записей в журналах «Контроль качества работы стерилизаторов» и «Контроль качества предварительной предстерилизационной обработки»;
  • по окончанию рабочего дня, ассистент производит уборку медикаментозных средств, обработку инструментов, выключение стоматологической аппаратуры. После этого фиксирует все в специальных журналах, выключает осветительные приборы, запирает кабинет;
  • если что-либо из аппаратуры не работает, делает запись в журнал учета неисправностей, находящийся в регистратуре, чтобы их могли своевременно исправить;
  • взаимодействие с коллегами-сотрудниками данного медицинского учреждения;
  • встреча пациента возле регистратуры, дружелюбное приветствие, сопровождение пациента в кабинет;
  • контроль правильности заполнения медицинских документов (наличие подписей, заполнение пациентом документов и т.д.);
  • при необходимости, оказание первой неотложной помощи пациенту;
  • контроль за наличием расходных материалов, оформление необходимых запросов;
  • помощь администраторам при обзвоне пациентов с напоминанием о неоконченном лечении и назначенном приеме.

Ассистент с частичными обязанностями врача

Во многих клиниках на помощников также возлагается ответственность за проведение диагностических процедур, а значит, они должны уметь работать с визиографом и рентгеновским аппаратом, делать с их помощью прицельные, внутриротовые и панорамные снимки.

Если у ассистента достаточно хорошая теоретическая и практическая база знаний, доктор может доверить ему выполнение более сложных задач. Кроме всего вышеперечисленного, на его плечи будут возлагаться следующие обязанности:

  • первичный осмотр пациента;
  • частичное выполнение профилактических, лечебных и диагностических манипуляций;
  • помощь в подборе пломбировочного материала;
  • поддержание чистоты в полоти рта пациента во время работы врача (удаление слюны, крови, ополаскивание рта).

Заполнение карты пациента также входит в обязанности ассистента стоматолога. Что он там должен указывать? Имя больного, его адрес, дату рождения и возраст, объем работ, который сделал врач, его предписания.

Ведение документации

Вторая составляющая обязанностей помощника стоматолога – это ведение отчетной и текущей документации. Ассистент заполняет карты больных (в бумажной или электронной форме), ведет различные журналы учета:

  • по технике безопасности;
  • учету медикаментов;
  • уборкам;
  • дезинфекции и стерилизации;
  • исправности оборудования.

Записи в эти документы необходимо вносить своевременно, карты пациентов заполняются сразу же – на приеме.

Для чего нужны профстандарты в частных компаниях

Частникам не нужно обязательно применять эти документы. Часть организаций, однако, их использует. Причины могут быть такими:

  • разногласия между работодателем и работниками на предмет трудовых задач решаются гораздо проще;
  • меньше споров с проверяющими организацию ведомствами;
  • можно утвердить требования к соискателям на ту или иную должность в компании;
  • можно закрепить причины для прохождения сотрудниками дополнительного обучения.

Компаниям можно использовать как профстандарты, так и квалификационные справочники.

Околоврачебная деятельность ассистента стоматолога

Спектр обязанностей, возложенных на помощника стоматолога, сильно зависит от самого доктора, а также оказываемых им услуг. Так, у врачей-универсалов, которые занимаются хирургическими, терапевтическими манипуляциями, протезированием, ортодентией и ортопедией, требования к ассистентам более строгие. Функциональные обязанности ассистентов стоматолога также отличаются ввиду того, что они могут быть в разной мере вовлечены в лечебный процесс. Околоврачебная помощь заключается в выполнении следующих видов работ:

  • соблюдение санитарных норм в кабинете, своевременная дезинфекция, еженедельная генеральная уборка (мытье полов, стен, потолков, окон, мебели и оборудования);
  • подготовка к работе инструментов, их дезинфекция, стерилизация;
  • уборка рабочего места врача в конце рабочего дня, в т. ч. дезинфекция наконечников, выключение аппаратуры;
  • ведение учета медикаментов, расходных и перевязочных материалов, их выдача врачу, слежение за сроками годности, остатками;
  • ведение документации, учета пациентов, заполнения разных форм отчетности, произведение записей в журналы по уборке, исправности оборудования, стерилизации инструментов.

Ну и, конечно, главные обязанности ассистента стоматолога – это быстро выполнять распоряжения врача во время работы, встречать пациентов возле регистратуры и провожать их к креслу.

Что за профессия – помощник врача-стоматолога?

Ассистент стоматолога – это правая рука любого зубного врача. Без него не сможет нормально функционировать ни одна клиника, так как он выполняет все подготовительные работы в кабинете доктора, помогает ему на приеме, ведет документацию. Остальные обязанности ассистента стоматолога определяет его непосредственное начальство – врач и заведующий клиникой (отделением). Обычно эти специалисты выполняют околоврачебную помощь, не вмешиваясь в лечебный процесс, но иногда доктора делегируют часть собственных полномочий, поручая помощнику сделать первичный осмотр пациента или провести с ним несложные манипуляции.

Эта профессия достаточно востребована на рынке труда, потому что кабинетов, оказывающих услуги по лечению зубов и полости рта, в нашей стране существует очень много. Обязанности ассистента стоматолога в частной клинике могут отличаться от тех, которые выполняет специалист в бюджетной организации. Во-первых, потому что в каждом учреждении доктор работает с привычными ему материалами и по определенной технологии, а во-вторых, потому что у врачей частной практики, как правило, более современное оборудование, они модернизируют протоколы ведения пациентов и быстрее реагируют на нововведения в своей сфере деятельности.

Регулировка света

Ассистент:

  • направляет свет лампы, чтобы она непосредственно освещала необходимый для обследования или лечения участок в ротовой полости пациента;
  • устанавливает освещение по-разному для каждой челюсти: при работе на нижней челюсти свет направляется прямо вниз; при работе на верхней челюсти свет должен быть направлен под углом;
  • следит, чтобы свет не бил в глаза пациенту;
  • своевременно включает, выключает и регулирует яркость света лампы в зависимости от этапа лечения (например, при подборе боров или работе со светоотверждающими материалами свет лампы должен убавляться).

Примечания:

  1. ассистент должен иметь возможность в любой момент переориентировать или выключить лампу, поэтому она должна находиться на расстоянии не далее вытянутой его руки;
  2. ассистент выключает свет лампы в следующих случаях:
  • каждый раз, когда врач беседует с пациентом, обсуждая план лечения (протезирования), давая рекомендации, делая прогноз;
  • при определении цвета будущей реставрации или протеза, когда нужно естественное освещение.

Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Регулировка света»

Ассистент:

  • неправильно выставляет свет лампы установки — участок операционного поля не освещается или освещен недостаточно;
  • не убавляет яркость света лампы, работая со светоотверждаемыми материалами в полости рта пациента;
  • не выключает свет лампы, когда есть возможность дать отдохнуть пациенту (например, при смене бора).

Врач:

  • регулирует свет лампы самостоятельно, не доверяя это ассистенту или опережая его действия, когда он медлителен.

Следить

Ассистент следит на протяжении лечебного приема:

  • за временем начала и окончания приема;
  • за состоянием пациента;
  • за скоростью действий доктора;
  • за временем при проведении отдельных манипуляций: нанесение ортофосфорной кислоты, фтористого геля, снятие оттисков, проведение процедуры отбеливания и т. д.;
  • за наличием необходимого — материалов, инструментов, шариков-валиков на столике стоматологической установки;
  • за чистотой стоматологических инструментов врача (марлевым шариком удаляет следы загрязнения со стоматологического зеркала, штопфера, гладилки и т. д.);
  • за своими действиями: «все ли делаю, как надо», «успеваю ли помогать врачу», «не мешаю ли ему», «не беспокою ли пациента своими действиями».

Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Следить»

Ассистент:

  • не обращает внимания на самочувствие пациента во время лечения, потому что не успевает этого делать либо не видит признаков его физического дискомфорта;
  • ждет напоминаний врача относительно подготовки того, что необходимо для последующего этапа лечения;
  • ждет напоминаний врача следить за временем выполнения манипуляции;
  • ждет указаний привести в порядок стоматологические инструменты, столик;
  • не отслеживает свои действия, чтобы проверить их правильность, направленность, скорость, синхронизированную с действиями доктора.

Врач:

  • полностью берет на себя контроль за самочувствием пациента, не доверяя ассис­тенту или не считая нужным включить его во взаимодействие с пациентом.

Вопросы для самопроверки

  1. Что включает в себя понятие «согласованность действий врача и ассистента»?
  2. Что переживает пациент и какие выводы делает, наблюдая согласованные действия врача и ассистента во время лечения?
  3. Находите ли вы уместным в присутствии пациента докладывать врачу перед началом лечения о том, что все готово к приему?
  4. Почему врач сам экипирует себя перед началом лечения?
  5. Что, как и в какой последовательности делают врач и ассистент в ходе экипировки перед началом лечения пациента?
  6. В чем особенность помощи хирургу при надевании перчаток?
  7. Когда надо дезинфицировать перчатки врача в ходе приема?
  8. Почему врачу и ассистенту надо правильно занять свою рабочую зону?
  9. Какова последовательность действий при установке и включении света лампы стоматологической установки перед началом лечения?
  10. Когда ассистент должен выключать свет лампы стоматологической установки в процессе лечения?
  11. Что в ходе лечения ассистент подает в руки врача? Когда он должен озвучивать то, что он подает врачу?
  12. Какие самые грубые ошибки допускают ассистенты при подаче инструментов врачу?
  13. Что заменяет ассистент в процессе терапевтического приема?
  14. Что может доставить физический и психологический дискомфорт пациенту при «заменах»?
  15. Какие режимы каких приборов регулирует ассистент в процессе лечения?
  16. Какие действия ассистента в работе с пылесосом и слюноотсосом могут травмировать пациента и как?
  17. Какие ошибки ассистента наносят вред ему самому, когда он работает полимеризационной лампой в полости рта пациента?
  18. За чем следит ассистент в процессе лечебного приема?
  19. Какими своими действиями ассистент мешает работе врача с пациентом?
  20. Почему ассистент не думает о том, как и когда он мешает работе врача?

Ответственность

Ассистент врача-стоматолога несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Как ввести в организации работу с профстандартами

Существует определенный порядок действий для внедрения в компании профессиональных стандартов:

  1. Руководитель компании своим приказом собирает рабочую группу. В нее входят юристы, кадровики, начальники отделов (структурных подразделений) или другие компетентные работники. Задачи группы — составить план перехода организации на профстандарты.
  2. Члены рабочей группы сравнивают профессиональные стандарты и имеющиеся в компании должности. Выбирают те стандарты, которые подходят к должностям.
  3. Если нужно, то должности переименовывают.
  4. Определяют, требуется ли сотрудникам проходить допобучение.
  5. Вносят изменения в должностные инструкции в организации.

Важно! Проходить дополнительное обучение работники должны тогда, когда по профстандарту должность требует более высокой квалификации. При отказе учиться сотрудника переводят на другую должность или оформляют увольнение.

Экипировка

Последовательность действий, осуществляемых в поле зрения пациента, должна быть такой:

  1. ассистент надевает маску,
  2. затем подает маску врачу,
  3. врач надевает маску,
  4. ассистент надевает свои перчатки,
  5. врач поочередно подает ассистенту руки для того, чтобы он помог надеть перчатки,
  6. ассистент помогает врачу надеть перчатки.

Примечание. Экипировку ассистента и врача в поле зрения пациента надо проводить в таких случаях: пациент давно не был у стоматолога и, предположительно, не имеет представлений о современных способах обеспечения безопасности лечения или забыл о них; мнительный человек — внимательно наблюдает за действиями медперсонала; требовательный пациент — интересуется ходом лечения, задает вопросы о его безопасности и т. п.

Экипировку следует проводить вне поля зрения пациента, если это ему неприятно, о чем можно догадаться по его поведению; если он неоднократно лечился у вас и знает о том, что вы предпринимаете меры по обеспечению безопасности лечения, в частности, уже демонстрировали экипировку.

Итак, ассистент экипирует врача после того, как надел перчатки себе.

Как помочь надеть перчатки врачу-терапевту. Ассистент должен взять надеваемую перчатку за манжетку кончиками пальцев и вывернуть ее, прикрыв свои пальцы манжеткой, при этом оба больших пальца надо отвести в сторону. Надеваемая перчатка должна быть повернута к врачу ладонной стороной. После того как врач надел перчатку, ассистент расправляет манжетку на его руке.

Как помочь надеть перчатки врачу-хирургу. Ассистент подает врачу перчатки, предварительно надев свои. Во избежание инфицирования стерильной поверхности перчаток врача ассистент берет перчатку за манжетку, при этом кончики указательных и средних пальцев обеих рук вкладывает внутрь перчатки, растягивая манжетку, а безымянные пальцы и мизинцы прижимает к ладоням своих рук, чтобы не касаться стерильных перчаток врача.

При надевании перчаток следует подавать их ладонной стороной к врачу, ориентируясь по большому пальцу. После того как врач надел перчатку, он поднимает кисть вверх, а ассистент, извлекая пальцы из перчатки, расправляет манжетку.

Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Экипировка»

Ассистент:

  • экипируется сам и экипирует врача за спиной у пациента (когда это не положено);
  • готовит перчатки для врача несоответствующего размера;
  • задерживается с подготовкой к лечению, вынуждая врача экипироваться самостоятельно;
  • неправильно (неудобно) подает перчатку врачу, поэтому не получается надеть перчатку до конца.

Врач:

  • не дожидаясь ассистента, самостоятельно надевает перчатки;
  • экипируется за спиной пациента (когда это не положено).

Примечание. Некоторые участники диады «врач — ассис­тент» экипируются каждый самостоятельно, причем не только на терапевтическом или ортопедическом приеме, но и на хирургическом, что неправильно и является для пациента антимаркером безопасности лечения. Утрачивается психологическое значение экипировки: пациент лишен возможности увидеть отточенность этого процесса и уважительное отношение ассистента к врачу.

Подготовка к лечению

Подготовку к лечению осуществляет ассистент. То, как он проведет ее, скажется на всех моментах процесса лечения. Плохая подготовка к лечению не позволяет медперсоналу действовать согласованно — возникнут сбои, паузы, нервозность. Хорошая подготовка дает возможность обеспечить согласованность действий и демонстрировать ее пациенту.

Ассистент принимает во внимание предстоящие лечебные процедуры, специфику данного приема, а также все «дежурные» факторы процесса лечения. Он готовит:

  • анестезию — аппликационную и инъекционную;
  • наконечники — турбинный и на микромотор;
  • боры — твердосплавные и алмазные, на турбинный наконечник и микромотор;
  • аппаратуру к работе — радиовизиограф, электроодонтометр, апекслокатор, пьезон, физиодиспенсер и др;
  • врачебные инструменты — основные (зеркало, зонд, пинцет), по специфике приема (например, при восстановлении зуба на терапевтическом приеме — набор гладилок и штопферов). С врачом оговаривается до начала приема пациента, какие дополнительные инструменты могут понадобиться в ходе конкретного лечения;
  • материалы — лечебные и пломбировочные;
  • перевязочный материал;
  • медицинские карты пациентов, бланки направлений;
  • буклеты и памятки по проблемам пациентов конкретного стоматологического профиля (например, «Лечение кариеса», «Восстановление зуба современными композиционными материалами», «Профессиональная гигиена полости рта» и т. д.);
  • канцелярские принадлежности.

Очень хорошее впечатление на пациента производит «доклад» ассистента врачу. Фраза произносится в момент, когда пациенту предоставлена пауза для занятия удобного положения в кресле.

«Мария Ивановна! Кабинет подготовлен к приему». Врач реагирует: «Спасибо, Наталья! Приступаем к работе».

Далее врач обозначает (напоминает) пациенту план мероприятий: что будет сделано, какие технологии и материалы будут использованы; напоминает о согласованной на консультации стоимости лечения или уточняет ее во избежание недоразумений после завершения лечения.

Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Подготовка к лечению»

Ассистент отстает при подаче того, что необходимо врачу.

Причины:

  • не знает, что понадобится в процессе лечения, и потому ждет указаний врача перед выполнением тех или иных манипуляций;
  • не умеет подготовить приборы к работе (например, не знает, как «загрузить» карточку пациента в радиовизиограф, чтобы выполнить снимок; не знает, как подключить стационарный пьезон и что для его работы понадобится порошок и дистиллированная вода);
  • в кабинете нет того, что потребуется, или не приготовлено заранее то, что нужно к приему.

Врач:

  • готовит сам к работе необходимые инструменты, материалы, приборы, не дожидаясь помощи ассистента (сам достает из ящика стола нужную гладилку, бор, матрицу, цемент, композиционный материал и т. д.);
  • не вербализует в нужный момент свои просьбы к ассистенту, полагаясь на его сообразительность, в результате возникает пауза, появляется напряжение в работе врача с ассистентом.

Место работы

Сейчас я работаю в лаборатории, не прикрепленной ни к какой клинике. Мы берем заказы со всего города и области у стоматологов, у которых нет своих зубных техников. Руководители, муж и жена, — сами зубные техники. Сотрудников ценят, поощряют стремление к развитию, оплачивают курсы, поддерживают интерес к работе. Атмосфера в коллективе очень дружная, нет никаких недопониманий или обид друг на друга, и для меня это огромный плюс.

Коллектив небольшой — 10 человек. Все ребята молодые, с опытом работы 2—9 лет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]