Должностная инструкция по специальности «Врач-стоматолог-терапевт»


[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия] Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждать должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция врача стоматолога-терапевта [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

Обязанности стоматолога-терапевта

Квалифицированный доктор должен непосредственно подчиняться должностной инструкции врача стоматолога-терапевта. На должность может быть принято лицо, имеющее высшее медицинское образование по специальности «Стоматология». Доктор должен знать:

  • основы асептики и антисептики;
  • основы организации своевременной медицинской помощи;
  • методику стерилизации инструментов;
  • способы оказания первой помощи при кровотечении, болевом шоке, коллапсе;
  • приемы реанимации;
  • виды современного стоматологического оборудования, а также инструментария.

Квалифицированный стоматолог должен быть знаком с психологией профессионального общения, уметь успокоить пациента.

К основным обязанностям врача стоматолога-терапевта относят:

  • осуществление первичного приема пациента;
  • квалифицированное медицинское обследование ротовой полости больного;
  • сбор биоматериала для дальнейшего исследования;
  • подготовка больного к физиотерапевтическим процедурам;
  • осуществление первой медицинской помощи при травмах ротовой полости;
  • выполнение реставрации зубов;
  • лечение заболеваний, не требующих хирургического вмешательства;
  • ведение медицинской документации;
  • хранение и учет полученных препаратов;
  • проведение консультаций медиков смежных специальностей.

Инструкция врача стоматолога-терапевта предусматривает также права. Доктор может вносить предложения руководству по совершенствованию своей медицинской деятельности, самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции, а также контролировать работу младших подчиненных сотрудников. Стоматолог-терапевт имеет право повышать свою квалификацию, проходить обучение смежным медицинским специальностям.

Медик несет ответственность за выполнение своих должностных обязанностей. Норма рабочего времени врача стоматолога-терапевта не должна превышать 39 часов в неделю.

I. Общие положения

1. На должность врача-стоматолога назначается лицо, имеющее высшее образование – специалитет («Стоматология»). Для профессионального роста и присвоения квалификационной категории требуется выполнение критериев, соответствующих специальности. Основные пути повышения квалификации:

— программы повышения квалификации;

— программы профессиональной переподготовки;

— стажировки;

— тренинги в симуляционных центрах;

— использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);

— участие в конгрессах, конференциях, мастер-классах

2. Требования к опыту работы не предъявляются.

3. Дополнительные требования допуска к работе:

— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— отсутствие судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

4. Назначение на должность врача-стоматолога, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.

5. Врач-стоматолог должен знать:

5.1. Биологическую роль зубочелюстной области, биомеханику жевания, возрастные изменения челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды

5.2. Основные принципы диагностики инфекционных заболеваний, медицинские показания к госпитализации пациентов с инфекционными заболеваниями

5.3. Топографическую анатомию головы, челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервации и лимфатической системы, строение зубов, эмбриологию зубочелюстной области, основные нарушения эмбриогенеза

5.4. Этиологию, патогенез, диагностику часто встречающихся заболеваний

5.5. Взаимосвязь строения и функционирования зубочелюстной системы с нарушениями со стороны носоглотки, дыхательной и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата

5.6. Основные вопросы нормальной и патологической физиологии зубочелюстной системы, ее взаимосвязь с функциональным состоянием других систем организма и уровни их регуляции

5.7. Методы диагностики заболеваний височно-нижнечелюстного сустава, слюнных желез у детей и взрослых

5.8. Нормальное строение зубов, челюстей и нарушения строения при зубочелюстных, лицевых аномалиях

5.9. Клиническую картину, методы диагностики, классификацию заболеваний зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, губ

5.10. Клиническую картину, методы диагностики, классификацию заболеваний костной ткани челюстей, периферической нервной системы челюстно-лицевой области, височно-челюстного сустава

5.11. Клинические проявления основных синдромов, требующих хирургического лечения

5.12. Комплексную взаимосвязь между стоматологическим здоровьем, питанием, общим здоровьем, заболеваниями, применением лекарственных препаратов

5.13. Нормальное функционирование зубочелюстной системы и нарушение ее функций при аномалиях прикуса

5.14. Клиническую картину, методы диагностики, классификацию заболеваний слюнных желез, врожденных, приобретенных аномалий зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков, челюстей, лица

5.15. Клиническую картину, симптомы основных заболеваний и пограничных состояний челюстно-лицевой области у взрослых и детей, их диагностика

5.16. Значение специальных и дополнительных методов исследования для дифференциальной диагностики стоматологических заболеваний

5.17. Медицинские показания и противопоказания к применению рентгенологического и других методов дополнительного обследования

5.18. Медицинские изделия, применяемые в стоматологии (Принципы устройства и правила эксплуатации)

5.19. Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем

5.20. Клинические проявления и течение часто встречающихся заболеваний, травм и состояний у пациентов пожилого и старческого возраста

5.21. Особенности врачебного обследования пациентов пожилого и старческого возраста

5.22. Структура заболеваемости в пожилом и старческом возрасте

5.23. Психологические, поведенческие особенности пациентов пожилого, старческого возраста

5.24. Особенности общей и специальной гигиены пациентов пожилого, старческого возраста

5.25. Особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов у пациентов пожилого, старческого возраста

5.26. Методы использования медицинских изделий, химических средств и лекарственных препаратов для контроля зубного налета

5.27. Особенности оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах при стоматологических заболеваниях

5.28. Группы лекарственных препаратов, их фармакокинетика, фармакодинамика, совместимость лекарственных препаратов

5.29. Общие и функциональные методы лечения пациентов с челюстно-лицевой патологией

5.30. Основные принципы лечения пациентов с инфекционными заболеваниями

5.31. Основные методы вспомогательного хирургического лечения пациентов с зубочелюстными аномалиями

5.32. Морфологические изменения в зубочелюстной системе при ортопедическом и ортодонтическом лечении

5.34. Клиническая картина, основные методы ортопедического лечения патологии твердых тканей, заболеваний пародонта, патологической стираемости, патологии височно-нижнечелюстного сустава

5.35. Клиническая картина, симптомы основных заболеваний и пограничных состояний челюстно-лицевой области у взрослых и детей, их лечение

5.36. Методы лечения зубочелюстных, лицевых аномалий у детей и взрослых

5.37. Принципы, приемы и методы анестезии в стоматологии

5.38. Современные медицинские изделия (аппаратура, инструментарий и материалы), применяемые в стоматологии

5.39. Медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий при различных заболеваниях и патологических состояниях

5.40. Основные принципы реабилитации пациентов с инфекционными заболеваниями

5.41. Основные принципы реабилитации пациентов с заболеваниями челюстно-лицевой области

5.42. Принципы диспансерного наблюдения в различных категориях пациентов и среди населения

5.43. Особенности специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний

5.44. Особенности профилактики онкопатологии

5.45. Основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья населения

5.46. Основные критерии здорового образа жизни и методы его формирования

5.47. Социально-гигиенические и медицинские аспекты алкоголизма, наркоманий, токсикоманий, основные принципы их профилактики

5.48. Формы и методы санитарно-гигиенического просвещения среди населения и медицинских работников

5.49. Основные гигиенические мероприятия оздоровительного характера, способствующие укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний

5.50. Порядок оказания медицинской помощи по профилям

5.51. Стандарты медицинской помощи по заболеваниям

5.52. Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи

5.53. Состояния, требующие медицинской помощи в экстренной и неотложной формах

5.54. Требования охраны труда, пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях

5.55. Правила применения средств индивидуальной защиты

5.56. Санитарно-эпидемиологические требования

5.57. Методику выполнения реанимационных мероприятий

5.58. Правила выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность

5.59. Правила оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность

5.60. Принципы проведения экспертизы временной нетрудоспособности

5.61. Должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях

5.62. Критерии оценки качества медицинской помощи

5.63. Особенности ведения медицинской документации

5.64. Общие вопросы организации медицинской помощи населению

5.65. Стандарты и системы управления качеством медицинских (стоматологических) услуг

5.66. Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья и нормативные правовые акты, определяющие деятельность медицинских организаций

5.67. _____________________________________________________________________

6. Врач-стоматолог подчиняется непосредственно __________________________.

7. На время отсутствия врача-стоматолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

8. Врач-стоматолог должен соблюдать врачебную тайну.

9. Врач-стоматолог должен соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками/законными представителями), коллегами.

10. ________________________________________________________________

Отличие стоматолога-терапевта от медиков смежных специальностей

В чем же отличие врача стоматолога от врача стоматолога-терапевта? Стоматолог — это общее название для всех докторов, которые оказывают помощь, связанную с заболеваниями ротовой полости. Основная работа терапевта связана с реставрацией зубов и лечением патологий десен. Если же необходимо провести хирургическое вмешательство, восстановить правильное положение резцов и моляров в зубном ряду или выполнить протезирование, пациент направляется к другому доктору.

Имеется существенное отличие зубного врача от стоматолога-терапевта. Зубной доктор проходит обучение на базе колледжа и получает базовые знания в сфере стоматологии. Такой медик может проводить лишь первичный осмотр, лечение простых заболеваний десен, постановку пломбы на зуб при начальной стадии кариеса. Также зубной доктор может провести беседу с пациентом относительно правильной гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний. Если молодой специалист выявляет заболевания, не входящие в его компетенцию, он направляет пациента к стоматологу-терапевту.

Чем терапевтическая стоматология занимается?

Согласитесь, работа стоматолога весьма замысловата. Давайте более подробно рассмотрим возможности терапевтической стоматологии. Сперва нужно обратить внимание на тот факт, что стоматологи очень часто совмещают несколько направлений и компетентный терапевт может также великолепно выполнять обязанности ортопеда или пародонтолога.

Но обо всем по порядку… В кресло именно терапевта-стоматолога вас могут усадить такие проблемы со здоровьем: пульпит, периодонтит, кариес, различные флюсы, гингивит. Базовая работа стоматолога данного направления состоит в художественной реставрации зубов с применением различных методик и пломбировочных материалов.

Очень часто они также занимаются подготовкой полости рта для проведения протезирования. По своей сути, вопрос, на который мы пытаемся ответить, идентичен вопросу, чем отличается овчарка от собаки?

Работа стоматологом – мечта многих. Зубной доктор или стоматолог – это общее наименование работника определенной сферы, в то время как гигиенист, пародонтолог или хирург – это разделение экспертов по области их знаний и предоставляемых услуг.

Заболевания, которые лечит терапевт

Если наблюдаются боли в ротовой полости, визит к врачу стоматологу-терапевту нельзя откладывать. Хороший специалист проведет быстрое и безболезненное лечение зубов, будет препятствовать развитию осложнений.

Кариес

Если с начальной стадией недуга легко справится зубной врач, то при запущенной стадии патологического процесса не обойтись без помощи стоматолога-терапевта. Доктор удаляет разрушенные ткани зуба, дезинфицирует пораженную область, а также создает условия для надежной фиксации пломбы. Реставрация подразумевает восстановление целостности и функциональности резца или моляра.

Пульпит

Это заболевание развивается, как следствие запущенного кариеса при несвоевременно оказанной медицинской помощи. Разрушительный процесс достигает мягкой ткани зуба. Должностные обязанности врача стоматолога-терапевта подразумевают лечение недуга в несколько этапов. В первую очередь специалист вскрывает полость зуба для получения доступа к пораженному нерву. Далее накладывается паста, «умерщвляющая» пульпу. Через несколько дней стоматолог удаляет нерв, тщательно прочищает каналы с использованием антисептика и выполняет пломбирование.

Патологии слизистой оболочки полости рта

К этой категории относят такие патологические процессы, как стоматит, хейлит, гингивит, глоссит, периодонтит. Отчет врача-стоматолога терапевта обязательно содержит описание выбранного метода лечения, в соответствии с причинами заболевания. Терапия патологий неинфекционного характера проводится с использованием антисептических растворов и мазей.

Если заболевание вызвано патогенной микрофлорой, медик может назначить антибиотики, противовирусные или противогрибковые препараты. Дополнительно специалист назначает физиотерапевтические процедуры для быстрого восстановления пораженной слизистой.

Манипуляции в кабинете терапевта

Больной зуб, который невозможно вылечить, приходится удалять, и тогда потребуется обратиться в хирургический кабинет. Но если есть возможность восстановить жевательную способность зуба и избавить человека от боли, и сохранить корень в десне, то терапевтический специалист может сделать ряд манипуляций:

  • удалить зубной нерв;
  • лечение и восстановление корневых каналов;
  • высверливание пораженной кариесом зубной ткани;
  • заполнение обеззараженной полости пломбировочным материалом.

Стоматолог-терапевт может поставить пломбу без анестезии, а вот для удаления зубного нерва современная стоматология подразумевает применение обезболивающих средств. Для манипуляций потребуется стоматологический инструмент соответствующего типа и качества.

Современная клиника имеет все необходимые инструменты. Специальное оборудование позволяет сегодня сделать лечение в кабинете врача безболезненным. Но и стоматолог должен иметь должный опыт и хорошую подготовку, чтобы обеспечить безболезненность для пациента.

В задачи такого врача входит не только ставить диагнозы и устанавливать пломбы. Врач может назначить лечебный курс, направленный на терапию в процессе лечения пародонтита, стоматита и других заболеваний или инфекций.

Когда нужно обращаться к стоматологу терапевту

Нельзя откладывать визит к стоматологу, когда в ротовой полости наблюдаются следующие симптомы:

  • кровоточивость десен;
  • высыпания на языке и внутренней поверхности щек;
  • острая или тянущая зубная боль;
  • неприятный запах изо рта;
  • потемнение эмали резцов и моляров;
  • изменение формы зуба.

Врач стоматолог-терапевт нужен также для проведения регулярных профилактических осмотров. Посещать специалиста необходимо два раза в год, даже если нет никаких неприятных симптомов.

Детская стоматология

Зубной врач в детском кабинете ставит перед собой задачу помочь организму ребенка сформировать правильный прикус и здоровую, красивую улыбку. Во многих случаях молочные зубы, которые болят, специалисты не видят смысла лечить, и тогда на помощь приходит хирургия.

Если восстановить разрушенный кариесом зуб реально, то можно использовать классическую технологию пломбирования. Молочные зубы скоро сами выпадут, и нет смысла создавать долговечные протезы, однако временное пломбирование молочных зубов позволяет восстановить жевательную функцию на несколько ближайших лет до прорастания постоянных.

Для работы с детьми в Москве часто используется цветной пломбировочный материал, который будет очень интересным для малышей. Яркие краски, с использованием которых можно поставить пломбы, безопасны для здоровья, не повредят и поднимают ребенку настроение!


Цветные пломбы для молочных зубов

Если ребенок боится лечиться, то допустимо использовать закись азота или даже общий наркоз для сложных ситуаций. Это поможет сделать процесс более простым и удобным, а также благотворно скажется на психологическом состоянии малыша.

Подросткам может потребоваться помощь в процессе роста зубов для создания ровного зубного ряда. Стоматолог-терапевт не берется за выравнивание зубов, и может только направить пациента для дальнейшего наблюдения и процедур у ортодонта. Однако в процессе выравнивания и ношения брекет-систем необходимо все равно регулярно наблюдаться и консультироваться со специалистом терапевтического кабинета.

Признаки хорошего специалиста

Стоматологи-терапевты принимают пациентов в тысячах специализированных клиник. Чтобы правильно сделать выбор, следует знать, каким критериям должен отвечать хороший специалист:

  • положительная профессиональная репутация и наличие хороших отзывов от пациентов;
  • большой практический опыт;
  • доброжелательное отношение к больным.
  • наличие профильного медицинского образования, подтвержденного дипломом;
  • сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации.

Стремление повышать свой профессионализм, изучение новых методов лечения заболеваний ротовой полости, а также индивидуальный подход к каждому пациенту — это то, что делает врача стоматолога-терапевта хорошим специалистом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]