Глотание — сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным. Важно отметить, что при правильно протекающем акте глотания кончик языка в норме должен упираться в переднюю треть твердого нёба.
Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания, при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой. Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.
Если же ребенок постоянно потребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса. При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну.
К неправильному типу глотания также может привести:
— Использование длинной соски, которая занимает весь рот младенца и касается мягкого неба, что препятствует правильной функции языка, мягкого неба и глотки.
— Нарушения возникают и при наличии большого отверстия в соске, через которое молоко и молочные смеси в большом количестве поступают в полость рта, ребенок захлебывается поступающей пищей и может ее проглотить лишь после удаления соски из полости рта и вытекания пищи через углы рта. При этом переднее положение языка регулирующего поток молока, может закрепиться и стать причиной неправильного глотания.
— Хронический тонзиллит, аденоидные разрастания, также способствуют смещению языка вперёд.
— Если же ребёнок постоянно употребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания у него не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.
При инфантильном типе глотания язык ребёнка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо (язык недостаточно развит и подвижен).
Влияние функции глотания на формирование зубочелюстной системы
Глотание — сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным. В норме в акте глотания принимают участие 22 мышцы челюстно-лицевой области, подъязычной области и глотки. Ребенок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щек, языка при сосании в полости рта младенца создается отрицательное давление и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми десневыми валиками, направляет молоко в ротоглотку. До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания, при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой. Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, и тип глотания у ребенка перестраивается на соматический: язык при соматическом глотании расположен в передней трети твердого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.
Если проанализировать более подробно биомеханику этого процесса, акт глотания в целом складывается из двух фаз: сначала движениями языка пища подается на режущую поверхность зубов, где она смешивается со слюной, затем при сокращении мускулатуры дна полости рта (подъязычная кость, гортань и спинка языка) прижимается, поднимаясь спереди назад к твердому и мягкому нёбу, оттесняя ее к зеву. Первая фаза глотания произвольна и связана с действием языка и мускулатуры дна полости рта. Как только пища пройдет зев, глотание становится непроизвольным. Первая фаза глотания занимает 0,7—1 с, а вторая (прохождение пищи по пищеводу) — от 4—6 и до 8 с.
Важно отметить, что при правильно протекающем акте глотания кончик языка в норме должен упираться в переднюю треть твердого нёба. Если же ребенок постоянно потребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса. При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну.
При инфантильном типе глотания язык ребенка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо. В результате нередко ошибочно ставится диагноз макроглоссия, в то время как язык ребенка просто недостаточно развит и подвижен. Неправильное глотание очень часто сочетается с ротовым или смешанным типом дыхания. Именно поэтому проблема коррекции миофункциональных нарушений у таких детей стоит особенно остро. При нарушении функции глотания намечается определенный план лечения. Для начала необходимо научить ребенка правильно глотать.
Упражнения для нормализации функции глотания Сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь развернуть, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счет 1—2—3— 4 с повторением от 10 до 15 раз ежедневно. Упражнение 1. Полуоткрыть рот, облизывать верхнюю и нижнюю губу, проводя языком от одного угла рта к другому. Попытаться достать языком перегородку носа, подбородок. Проводить кончиком языка по язычной, а затем по вестибулярной поверхности зубов, как бы пересчитывая их, щелкать языком, для чего присосать язык при сомкнутых губах к твердому нёбу, и, медленно открывая рот, упереться кончиком языка то в одну, то в другую щеку. Упражнение 2. На кончик языка положить резиновое кольцо от пипетки, язык поднять вверх и прижать его к переднему участку твердого нёба в области нёбных складок. Сжать зубы, не смыкая губ, проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Упражнение повторять 5—10 раз 3 раза в день. Это же упражнение выполнить не с кольцом, а с водой, которую необходимо проглотить. Упражнение 3. Поднять язык вверх и расположить у переднего участка твердого нёба, затем переместить по своду твердого нёба в переднем отделе и максимально назад до мягкого нёба. Упражнение 4. Цокать языком, подражая звуку ударов копыт лошади. Выполнять 50—60 раз. Упражнение 5. Сжать зубы, сомкнуть губы, упереться кончиком языка в твердое нёбо — в проекцию корней центральных резцов, проглотить слюну. Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер. Язычок аппарата при каждом глотательном движении рефлекторно напоминает ребенку о правильном положении кончика языка, что закрепляется во время ночного ношения и способствует перестройке инфантильного типа глотания в соматическое
Использование миофункциональных профилактических трейнеров для коррекции дисфункций глотания и дыхания у детей в сменном прикусе Длительное нарушение носового дыхания в детском возрасте не только отрицательно влияет на развитие скелета грудной клетки, но и приводит к деформации лицевого скелета: верхняя челюсть развивается неправильно, сближаются ее боковые части, твердое нёбо становится узким, высоким. В результате сужается верхний зубной ряд, возникает скученность зубов верхней, а затем и нижней челюсти. Кроме того, у детей с ротовым дыханием увеличивается вязкость слюны, ухудшается гигиена полости рта, что приводит к развитию острого кариеса и воспалению пародонта. Такая проблема, обусловленная последствиями ротового дыхания у детей, очень часто встречается в практике детских стоматологов. Нормализовать носовое дыхание возможно только комплексным лечением у педиатра, отоларинголога и ортодонта или детского стоматолога.
Несколько слов о физиологии процесса. Вдыхаемый через нос воздух, проходя по носовым ходам, претерпевает ряд существенных изменений. Он увлажняется, согревается, очищается, обеззараживается. Однако есть ряд состояний, когда дыхательная функция через нос затруднена. Это бывает, если в полости носа происходят катаральный или гипертрофический процессы. Отмечается, что количество микроорганизмов, проникающих в нижние дыхательные пути при правильном носовом дыхании, снижается в 10 раз по сравнению с их количеством при ротовом типе дыхания. Поэтому нарушение носового дыхания способствует заболеванию ангиной, острыми респираторными заболеваниями, бронхитом, пневмонией. Свободное носовое дыхание необходимо для нормального газообмена в крови, так как при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 78% его нормального объема. Длительный недостаток поступления в организм кислорода может способствовать развитию анемии. Кровеносные и лимфатические сосуды носа тесно связаны с сосудами головного мозга, и поэтому при длительном затрудненном дыхании как в полости носа, так и в мозговой ткани нарушается кровообращение.
Нормализация носового дыхания чаще всего препятствует разрастанию аденоидной ткани, поэтому многих детей оперируют. Но ведет ли аденэктомия к полному восстановлению носового дыхания? Мы решили ответить на этот вопрос, проводя терапию ортодонтических нарушений, сопровождаемых ротовым типом дыхания, при помощи силиконовых тренажеров — так называемых трейнеров, предназначенных для лечения детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста, страдающих аномалиями прикуса, вредными привычками, нарушенным носовым дыханием.
Нами было обследовано 222 ребенка в возрасте 6—8 лет. Контрольные осмотры детей проводились 1 раз в 3 мес. Преортодонтический трейнер рекомендовалось носить 1 ч в день для активной миотренировки и надевать его на ночь. Детям с дисфункцией носового дыхания дополнительно предлагалось проводить дыхательные упражнения. Родители были подробно проинструктированы по использованию данной методики. План лечения с использованием трейнера определялся для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от его психоэмоционального статуса. Помимо этого, все дети были обучены рациональной гигиене полости рта, состояние которой фиксировалось во время каждого осмотра при помощи индекса OHI-S. Кислотоустойчивость эмали определялась ТЭР-тестом по десятибалльной шкале (от 10 до 100%). Все данные исследования статистически обоснованы и достоверны.
При первичном осмотре у 87 детей из 222 обследуемых выявилось ротовое дыхание, у 81 — наблюдалось инфантильное глотание, у 54 детей присутствовала сочетанная патология. Почти у всех детей индекс гигиены ОНI-S при первичном осмотре составил 2,4 (низкий уровень), а тест на резистентность эмали приближался к 72%, что указывает на низкий уровень ее сопротивляемости. У 43 пациентов с инфантильным типом глотания коррекцию проводили при помощи преортодонтического трейнера. Через 6 мес. после начала лечения функция нормализовалась у 51% детей. Спустя 12 мес. правильное глотание сформировалось у 30% детей, использовавших для коррекции миофункциональный трейнер.
Для сравнения остальным наблюдавшимся 38 пациентам с дисфункцией глотания был назначен курс миогимнастики. Что показательно, у этих детей в течение года значительных изменений не произошло.
Из 87 пациентов с привычным ротовым дыханием 42 применяли для коррекции дисфункции преортодонтический трейнер, и через 6 мес. примерно половина этих детей научилась дышать носом. Спустя год функция нормализовалась у 80% детей, применявших для коррекции трейнер, в то время как у 45 пациентов с той же патологией, не носивших трейнер, но выполнявших дыхательные упражнения на протяжении того же времени, практических улучшений не произошло.
У детей с сочетанной патологией (одновременное нарушение функций глотания и дыхания), носивших трейнер в течение года, значительно улучшились объективные признаки, однако полное устранение дисфункций наступило только у 30% пациентов. У таких детей необходимо сначала нормализовать носовое дыхание и только затем уделить время восстановлению функции глотания. Период адаптации к трейнеру у этой группы продолжался почти в 2 раза длительнее. У детей с сочетанной патологией, не использовавших аппарат, в течение года улучшений не наступило. Всем детям с сочетанной патологией были рекомендованы дыхательные упражнения и проведен дополнительный курс миогимнастики.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. 1. Применение преортодонтического трейнера имеет высокую клиническую эффективность и способствует успешной коррекции дисфункций дыхания и глотания у детей в сменном прикусе. 2. Коррекция миофункциональных влияний в преортодонтический период может проводиться детскими специалистами (стоматологами и педиатрами, логопедами) в сочетании с дыхательными упражнениями и миогимнастикой.
Составлено детским стоматологом, канд. мед. наук Е.А. Сатыго (Санкт-Петербург).
Проблемы с прикусом начинаются в раннем детстве
От внимания и заботы родителей зависит здоровье сначала ребенка, а потом и взрослого. Но часто родители не обращают внимания на то, какими растут первые зубы, все равно ведь выпадут и будут новые. Считают, что нормально не лечить даже кариес и пульпит, что уже говорить о кривых зубках, неравномерном их расположении в челюсти, слишком большой или наоборот, слишком маленькой уздечке. Им кажется, что все детки сосут пальчик или постоянно дышат ртом. В таких «мелочах» родители не видят проблему. Они думают, что еще слишком рано, и после смены зубов на постоянные, все само собой нормализуется. Так зачем тратить деньги и мучить ребенка?
К сожалению, при формировании постоянного прикуса все проблемы молочного не уходят, а, наоборот, начинают активно усугубляться. Во взрослую жизнь человек входит с некрасивой улыбкой, неправильным прикусом и, нередко, с деформацией пропорций лица. И это только видимая часть неприятностей, проблемы с прикусом отражаются на всем организме человека. Подробнее читайте об этом в нашей статье о взрослой ортодонтии.
На этой странице вы узнаете все, что нужно знать родителям, чтобы у их ребенка был здоровый прикус и ровные зубы.
Основные причины
Проблемы с прохождением пищи через глотку и проксимальный отдел пищевода вызваны следующими причинами:
- Механическая обструкция. Может быть вызвано воспалительными процессами, увеличением лимфоузлов, гиперплазией щитовидной железы, фиброзом мышц и т.д. Сужение верхних отделов пищеварительного тракта также может быть следствием злокачественных опухолей глотки, ротовой полости и гортани.
- Отек Квинке и обтурации инородным телом часто являются следствием острой пищеводной дисфагии.
- Сужение просвета пищевода. Происходит это при раке желудка, злокачественных образованиях в пищеводе, эозонофильном фарингите. Признаки патологии отмечаются при сужении просвета пищевода менее 12 мм.
- Сдавление пищевода извне. Это могут быть опухоли грудной клетки, увеличенные средностенные лимфоузлы, а также различные инфекционные заболевания – гистоплазмом, туберкулез и т.д.
- Нарушение координированного сокращения мышц пищевода. Происходит при сахарном диабете, склеродермии, ахалазии. На сокращение пищеводной мускулатуры, которое препятствует глотанию, влияет прием эстрогенов, нитратов, блокаторов кальциевых каналов.
Общие симптомы дисфагии
На начальной стадии патологии пациенты жалуются на проблемы при глотании твердой пищи, которые сопровождаются дискомфортом в области гортани. Характерная симптоматика при этом расстройстве следующая:
- обильное слюноотделение (или неспособность сглатывать слюну);
- охриплость или осиплость голоса;
- сухой кашель;
- чувство нехватки воздуха и распирания за грудиной;
- першение в горле.
По мере прогрессирования патологии у человека появляются проблемы с глотанием жидкостей. Возникает тревожность по поводу приема пищи, попадание еды в дыхательные органы. Если не предпринимать никаких способов коррекции, то у человека ухудшается общее состояние организма, а также значительно уменьшается масса тела.
Лечение дисфагии
Как будет проходить исправление дисфагии, зависит от разновидности нарушения:
- Медикаментозное лечение. Назначаются медикаменты, которые снижают кислотность желудочного сока, также могут выписываться антибиотики. Применение всех лекарственных препаратов только под наблюдением врача.
- Хирургическое вмешательство. Операция назначается в случае отсутствия эффекта от медикаментов и других методик лечения. Чаще всего операция необходима в случае ожогов, раковых новообразований и тяжелых воспалительных поражениях.
- Диетотерапия. Исключается жирная, жареная, копченая, пряная и острая пища, в том числе фаст-фуд. Пища должна тщательно пережевываться для того, чтобы избежать попадания в глотку больших кусков. Соблюдайте частый прием пищи с маленькими порциями.
- Занятия логопеда при дисфагии. Восстановительный процесс речевых расстройств осуществляется в совокупности с лечением основного заболевания, ставшим причиной расстройства.
Симптомы инфантильного глотания
При инфантильном глотании присутствуют следующие признаки:
- Губы сомкнуты или разомкнуты, но при проглатывании еды они еще плотнее сжимаются по причине сокращения мышц рта.
- Язык упирается в нижние зубы, либо располагается между верхним и нижним зубными рядами.
- В реализации инфантильного глотания также принимают участие мышцы шеи и подбородочная мышца.
При таком состоянии нижняя часть лица оказывается очень напряженной, что видно по точечным ямкам в уголках рта и на коже подбородка. Из-за того, что в процессе глотания участвуют мышцы шеи, она непроизвольно вытягивается.
Диагностика
В большинстве случаев инфантильное глотание приводит к неправильному прикусу. Проблемы с глотанием чаще всего выявляются в ходе дополнительного обследования:
- Осмотр у стоматолога. Специалист обнаруживает дефекты зубных рядов, ротовое дыхание. Самый простой способ выявления – глотание воды небольшими порциями.
- Рентгеноскопия глотки и пищевода, которая помогает проследить движения языка, а также оценить время глотания.
- Осмотр носоглотки. Специалистом проводится фарингоскопия и эндоскопия носа.
- Логопедическая диагностика. Логопед-дефектолог оценивает связь между инфантильным глотанием и неправильным произношением звуков. В ходе обследования устной речи выявляется боковое, межзубное произношение и другие дефекты.
Диагностика
После поступления больного в отделение, проводится оценка качества глотания по специальной шкале оценки дисфагии.
По выраженности этой патологии выделяют 4 степени. При первой есть проблемы с проглатыванием твердых продуктов, при второй человек может проглатывать только жидкую пищу. При третьей степени есть сложности с проглатыванием и твердой, и жидкой пищи, а при четвертой человек не может глотать даже собственную слюну.
При сборе анамнеза необходимо уточнить:
- Прием какой именно пищи вызывает проблемы с проглатыванием (проблемы с глотанием твердых продуктов более характерны для пищеводной формы патологии, жидкой – для ротоглоточной).
- Временный промежуток между актом глотания и ощущением чувства «кома». Чувство «кома» в большинстве случаев исключает механическую причину этого состояния.
- Характер нарастания симптоматики. Если характер прогрессирующий и короткий (менее трех месяцев), то можно заподозрить злокачественную опухоль.
- Наличие изжоги, срыгивания, кашля во время питья и еды.
Почему после раннего удаления молочного зуба ребенку нужен ортодонт?
У вашего ребенка удален молочный зуб, а до появления постоянного еще год и больше? Тогда есть опасность, что у малыша испортится прикус. Соседние зубки после удаления будут очень хотеть подвинуться и занять освободившееся пространство. Если не поставить специальный протез или специальную ортодонтическую распорку, то постоянному зубу будет некуда деваться, и он прорежется где придется, а не там, где должен. В этом случае без вмешательства врача-ортодонта не обойтись.
Поэтому, уважаемые папы и мамы, давайте договоримся, если у ребенка младше 5-ти лет в зубном ряду есть прорехи, то, как минимум, консультация у ортодонта ему нужна обязательно!
Почему ортодонт часто работает вместе с ЛОР-врачом?
Проблемы с дыханием занимают третье место среди причин неправильного развития зубочелюстной системы у детей, после генетических и наследственных.
Важно понять, почему у ребенка портится прикус и не упустить момент. Хороший ортодонт проверит, правильно ли дышит ребенок, и при подозрении на ротовое дыхание сразу подключит ЛОР-специалиста.
Как мы писали выше, исправлять неправильный прикус можно только после того, как ребенок заново научится дышать носом. Для этого нужно вылечить заболевания, препятствующие носовому дыханию. Чаще всего приходится иметь дело с воспалениями слизистой носа и носоглотки, гайморитом и разрастанием тканей аденоидов. Этим и занимается ЛОР-врач.
Что такое дисфагия
Дисфагия – это нарушение сложного рефлекторного глотательного акта. Код по МКБ-10 – R13. Это вторичный патологический процесс, который развивается на фоне других заболеваний. Такое состояние проявляется невозможностью или затруднением глотания, болевыми ощущениями при глотании, попаданием жидкости или пищи в трахею, гортань и нос.
Дисфагию нужно отличать от одинофагии, которая определяется как ощущение боли при прохождении пищи по пищеводу. Также это состояния необходимо отличать от ощущения комка в горле, когда человек чувствует, что что-то застряло в задней части горла. В данном случае, дисфагия является симптомом, который появляется только при попытке проглатывания.
Инфантильное дыхание
Глотание – это определенный комплекс двигательных реакций, которые обеспечивают нормальное прохождение пищи из ротовой полости в желудок через пищевод. При правильном акте глотания кончик языка упирается в переднюю треть твердого нёба.
Многие считают, что глотание относится к рефлекторным реакциям организма, т.е. к таким же, как слюноотделение, дыхание, рефлекторное одергивание руки в случае прикосновения к чему-то горячему и т.д. Иными словами, они считают, что глотать неправильно – нельзя. Но, к сожалению, такое явление встречает не так уж редко и называется оно инфантильным глотанием.
Классификация и симптоматика
Патология различается в зависимости от места образования очагов поражения, причин и степени тяжести.
По месту образования | |
Ротоглоточная (орофарингеальная) | Местом поражения становится зона ротоглотки . Пищевой ком с трудом двигается из глотки в пищевод. Во время сглатывания ребенок начинает давиться, вследствие чего пища попадает в трахею или носовую полость. Ротоглоточная дисфагия возникает в результате нарушения работы нервно-мышечной связи. Характерен сильный кашель, повышенное слюноотделение. Чтобы пища прошла по пищеводу, малышу приходится делать усилия. |
Пищеводная | Поражение приходится на нижнюю область пищевода, а сложности глотания появляются в зоне шейного отдела. Симптоматика пищеводной дисфагии схожа с ротоглоточной, поэтому точный диагноз может поставить врач в ходе обследования. Характерна частая отрыжка с кислым привкусом, сильная изжога, болевые ощущения грудной полости. |
Крикофарингеальная | Расстройство сокращений некоторых волокон, что является причиной расслабления перстневидно-глоточной мышцы. Это способствует выпиранию стенок пищевода и формированию патологий легких. |
По виду | |
Парадоксальная | Ребенок с трудом глотает, но твердая пища проходит лучше, чем жидкая. Зачастую возникает на фоне заболеваний пищевода. При наличии опухолевых новообразований малыш может начать отказываться от твердой пищи, затем от полужидкой и от напитков. Бывают случаи, когда дисфагия пропадает. Но это мнимая ремиссия и нарушение в скором времени даст о себе знать. |
Нейрогенная | Поражена нервная система. Затруднено формирование пищевого комка в полости рта или комок просто не проходит по пищеводу. Причиной нейрогенной дисфагии может стать серьезная черепно-мозговая травма, а также инсульт. |
Сидеропеническая | Дистрофические изменения слизистых оболочек пищевода. Об этом может говорить дефицит железа и питательных элементов в организме, что приводит к патологическим изменениям глотательных мышц. Может быть как генетическим, так и приобретенным нарушением. |
Психогенная | Возникает из-за частых стрессов и нервных напряжений. Во время приема пищи малыш ощущает «ком» в горле и боль в зоне груди. Может возникать сильная изжога. |
По причине возникновения | |
Функциональная (нервная) | Нарушение работы пищевода, возникшее вследствие нарушения нервной системы. Ребенок с трудом глотает пищу, может отказываться от еды, рвотные рефлексы, возникают нарушения дыхательного процесса и сна. |
Органическая | Как результат заболеваний, которые привели к нарушениям ротоглотки и пищевода. |