Влияет ли соска на прикус ребенка, какая взаимосвязь?

23638

Формирование прикуса у человека происходит еще в детском возрасте до прорезывания всех молочных зубов.

На этот процесс влияет множество факторов — наследственность, нарушение дыхания, положение ребенка во время сна.

По мнению большинства ортодонтов, наибольшее воздействие на развитие нижней челюсти малыша и правильность роста элементов зубного ряда оказывает использование пустышки.

От разновидности и длительности ее применения зависит не только правильность расположения зубов в челюстном ряду, но и дальнейшие пропорции лица.

Необходимость или привычка

С момента рождения у грудничка развит рефлекс сосания, который остаётся очень сильным до полугода. Но имеет определяющее значение для выживания и возможности питания, поэтому развит сильнее всех остальных. Начиная с шести месяцев он постепенно начинает угасать, поэтому желание постоянно совершать сосательные движения переходит в разряд привычки. Любые попытки избавиться от неё вызывают бурное сопротивление в виде плача. После года рефлекс полностью уходит, но привязанность к пустышке остаётся, превращаясь в психологическую зависимость. В возрасте 2-4 года это явление уже полностью относится к разряду вредных привычек.

Оптимальный возраст для применения

Начиная с первых дней после рождения, у младенца начинает прослеживаться сосательный рефлекс. Врожденный инстинкт является жизненно важным для дальнейшего развития ребенка, поскольку обеспечивает получение молока из материнской груди либо бутылочки.

Еще одно ключевое предназначение сосательного рефлекса — снижение двигательной активности мозга и уменьшение числа негативных эмоций.

Регулярное сосание материнской груди позволяет снизить тревожность младенца, способствовать его расслаблению, а также снижению риска развития во взрослом возрасте невротических реакций.


Интенсивность сосательного рефлекса у каждого ребенка разная, поэтому во избежание нарушения установленного режима питания, женщины часто прибегают к помощи пустышки.

Наибольшую выраженность сосательный инстинкт сохраняет в первый год жизни. Именно в этот период он выполняет в организме малыша защитную функцию.

Использование соски на данном этапе развития позволяет добиться следующего:

  • отвлечь ребенка от болезненных ощущений и дискомфорта;
  • наладить сон;
  • снизить возбудимость;
  • устранить риск западения языка во время сна;
  • наладить прикус у детей на искусственном вскармливании при правильном подборе пустышки.

Начиная с 8—9 месяца жизни младенца, врожденный рефлекс у него постепенно угасает, полностью исчезая к 3—4 годам.

Это связано с развитием ребенка и постепенным переходом на кормление с ложечки, что служит толчком к развитию жевательного инстинкта.

Поэтому большинство стоматологов и педиатров рекомендуют именно в этот период отказаться от дальнейшего использования пустышки.

По данным исследований, процесс принесет минимум физиологических и психологических неудобств.

Причины развития кривой челюсти и как исправить дефект.

Читайте здесь о показаниях к компактостеотомии и о технике ее проведения.

По этому адресу https://orto-info.ru/zubocheliustnye-anomalii/zubov/polozheniya/etiologiya-razvitiya-i-metodyi-korrektsii-protruzii.html мы расскажем, что такое протрузия зубов и от чего она возникает.

Что происходит

Когда ребёнок сосёт соску, происходит нарушение мышечного распределения давления на зубы, язык и внутреннюю часть щёк. На нижний зубной ряд оказывается недостаточное воздействие, а щёки при этом втягиваются не так сильно, как при контакте с соском на груди. Из-за этого нижнечелюстная кость мало инициируется, темпы её развития могут нарушаться. Кроме того, альвеолярные отростки из-за такого постоянного давления способны смещаться, что приведёт в дальнейшем к появлению трем или диастем.

Степень вреда определяется не тем, как сильно и интенсивно малыш совершает сосательные движения. Главное, как часто он это делает. Пустышка на протяжении 15 минут перед сном несёт гораздо меньше вреда, чем вялое сосание соски или пальца на протяжении шести часов. От этого воздействия прорезавшиеся моляры постепенно наклоняются вперёд, что провоцирует появление щелей. Хуже всего влияет постоянное нахождение пустышки во рту во время ночного сна.

О рефлексах

Питание новорожденного, а именно получение молока и попадание его в желудочно-кишечный тракт, осуществляется с помощью двух действий: сосания и глотания. Как это происходит? Млечные протоки груди матери окружены мягкими мышцами, которые сокращаются для выделения молока. Для получения молока ребенку не требуется высасывать его из груди матери, а нужно лишь стимулировать мягкие мышцы так, чтобы, сокращаясь, они выделяли молоко. В ходе вскармливания младенец осуществляет небольшие сжимающие движения губами, которые являются инстинктивными действиями. После попадания молока в рот ребенку требуется лишь опустить язык, чтобы молоко протекло дальше в глотку и пищевод. В этот момент язык продвигается вперед до соприкосновения с нижней губой.

Данная последовательность действий определяет младенческое глотание, так называемый инфантильный тип глотания, при котором происходит активное сокращение мускулатуры губ и круговой мышцы рта, продвижение кончика языка вперед до контакта с нижней губой и наверх для прижатия соска к небу.

Соприкосновение языка с нижней губой является настолько обычным для новорожденных, что считается положением покоя. Часто можно заметить, что если слегка потянуть за губу новорожденного, то кончик языка двигается вместе с губой, как будто он к ней приклеен.

Этапы развития нарушений

Длительное использование пустышки в большинстве случаев вызывает нарушения по одинаковому алгоритму. Они возникают в такой последовательности:

  • С 1,5 года до 3 лет – формирование открытого прикуса во фронтальной зоне. Редко такое явление формируется в боковом отделе зубной дуги. Это происходит не при сосании, а если малыш постоянно грызёт соску боковыми зубами.
  • Около 4 лет – вырабатывается вредная привычка в виде просовывания языка в образованную щель для компенсации недостающей пустышки.
  • От 3 до 6 – идёт подготовка зубочелюстного аппарата к прорезыванию постоянных зубов. Стабилизация ротового дыхания из-за постоянно открытого рта и утрачивание привычки дышать носом. Частые или хронические простудные заболевания верхних дыхательных путей.
  • 6-8 лет – стабильная невозможность носового дыхания и хронический аденоидит. Выраженный открытый прикус после появления постоянного зубного комплекта.

Нарушение развития зубных рядов у ребёнка часто влечёт за собой ухудшение дикции и артикуляции, а в перспективе – появление психологических проблем и комплексов из-за некрасивого профиля и проблем с речью.

А теперь по-взрослому

К моменту рождения губы малыша развиты хорошо для активной сосательной деятельности, а структуры, расположенные в глубине ротовой полости, практически не развиты. С течением времени развивается потребность в усилении активности задних частей языка и более сложных движениях глоточных структур. Сосательный рефлекс обычно исчезает и происходит последовательное созревание ротовых функций: от передних областей к задним.

Принцип созревания ротовой полости «спереди — назад» хорошо иллюстрируется процессом развития речи. Первые произносимые звуки — это губно-губные «м», «п», «б», поэтому первые слова новорожденного обычно связаны с произношением именно этих звуков («мама» или «папа»). Некоторое время спустя появляются согласные, произносимые кончиком языка — «т», «д». Свистящие звуки «ч» и «щ», требующие постановки кончика языка близко к небу, появляются еще позже. Более точной постановки задней части языка требуют звуки «к», «г» и «р», поэтому до 4–5 лет они могут быть не четкими.

С ростом младенца увеличивается активность мышц, поднимающих нижнюю челюсть в процессе глотания. По мере добавления в диету ребенка полужидких и почти твердых продуктов он вынужден использовать язык для более сложных действий: для формирования пищевого комка, расположения его посередине языка и переноса его к глотке. Жевательные движения маленького ребенка обычно представляют собой движение нижней челюсти вбок при открытии, затем возвращение ее в область средней линии и закрытие для осуществления контакта зубов с пищей. К 2–2,5 годам этот способ младенческого жевания уже хорошо развит. В это же время при помощи более сложных движений языка в задней его части инфантильное глотание превращается в более сложный процесс.

Созревшая или взрослая модель глотания у некоторых детей появляется уже в возрасте 3 лет, у большинства же она формируется полностью к 6 годам и никогда не развивается у 10–15% населения.

Сроки избавления от вредной привычки

В идеале избавиться от этой вредной привычки следует до возраста один год. В возрасте 11-12 месяцев прощание с этим изделием происходит легче всего: рефлекс уже ослабел, а зависимость не успела закрепиться окончательно. К тому же, в таком возрасте у грудничка не настолько развита долгосрочная память, поэтому с большой долей вероятности отучивание пройдёт за несколько часов или за сутки. Если процесс проходит тяжело, переключить внимание поможет новая игрушка или погремушка. На практике не все родители готовы на такой шаг в отношении грудничка.

У детей до 3-4 лет очень высоко развиты компенсаторные механизмы, поэтому избавление от соски способно вернуть зубы в физиологичное состояние даже без ортодонтического лечения. Это происходит под силой давления новых прорезывающихся зубов и восстановления правильной нагрузки со стороны губ и щёк – такое явление носит название саморегуляция.

Если зависимость сохраняется в момент появления сменного комплекта (у некоторых детей постоянные зубы начинают прорезываться с пяти- и даже четырёхлетнего возраста), то отклонения становятся более серьёзными и могут потребовать ортодонтического лечения прикуса.

Начинать коррекцию целесообразно только после того, как ребёнок полностью отучен от пустышки, иначе клиническая картина возвратится в первые же месяцы после окончания курса.

Как безболезненно отучить

Процесс отучения ребенка от пустышки очень индивидуален. Некоторые дети не замечают исчезновения резинового приспособления из жизни, отвлекаясь на новые занятия. Другие, наоборот, испытывают сильный стресс.

Многие мамы, исходя из собственного опыта, отмечают, что наиболее комфортно процесс протекает, когда малыш находится в возрасте от 6 до 10 месяцев.

Чтобы процесс прошел максимально комфортно, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • подобрать зубопрорезыватель, когда у ребенка растет первый зуб – это поможет отвлечь внимание от привычной пустышки и ускорить процесс прорезывания;
  • отказаться от использования соски для успокоения ребенка – брать его на руки, разговаривать, укачивать;
  • снизить частоту использования во время приготовления ко сну, заменив расслабляющим массажем, чтением сказки, пением колыбельной;
  • вынимать пустышку изо рта ребенка после того, как он уснет.

Если необходимо отучать от соски ребенка старше года, опытные родители советуют прибегать к некоторым хитростям.

Например, обменять пустышку на интересную игрушку, потерять ее либо предложить подарить младшему товарищу.

Сложность процесса отлучения ребенка от пустышки может зависеть не только от степени зависимости ребенка, но и от его физического и эмоционального состояния в определенный момент времени.

Поэтому при болезни малыша или других стрессовых ситуациях отказ от соски лучше перенести на более благоприятный момент.

Альтернатива

Круглые пустышки, которые стандартно использовались на протяжении многих поколений, на данный момент являются самым неудачным вариантом. Сейчас можно подобрать физиологичные соски, которые менее пагубно влияют на прикус. Такие ортодонтические изделия отличаются от стандартных своей формой.

Кроме классических, есть два вида пустышек:

  • Анатомическая – не вызывает деформацию и сужение верхнего нёба.
  • Ортодонтическая – способствует формированию правильных зубных рядов, вызывает физиологичное напряжение нижней челюсти, что приводит к её нормальному развитию и росту.

При выборе изделия следует обратить внимание на следующие факторы:

  • Скошенная боковая поверхность с одной стороны. Такая форма повторяет зеркальную анатомию ротовой полости. Скошенный участок поворачивается к нижним зубам, а выпуклый должен быть обращён к верхнему нёбу. Физиологичные очертания позволяют активизировать рост нижнечелюстной кости, как это и должно происходить в норме.
  • Материал. В продаже можно встретить латексные и силиконовые изделия. Для прикуса имеет значение тот факт, что латекс при длительном сосании расширяется, это вызывает большее смещение зубов вперёд, поэтому заменять силиконовые изделия следует чаще, чем силиконовые.
  • Размер. Использование слишком маленьких или слишком больших изделий чаще вызывает появление ортодонтических проблем у ребёнка. Для грудничков до полугода берут первый размер. С шести месяцев до года – второй размер. Если ребёнок родился слишком крупным и быстро растёт, то переход к следующему размеру может наступить раньше.
  • Воздушный клапан. Кроме такого негативного момента, как заглатывание воздуха, наличие клапана предотвращает слипание пустышки, которое приводит к неправильному распределению нагрузки внутри ротовой полости, жевательных и мимических мышц.

Наблюдение у ортодонта в период молочного прикуса

Аномалии «молочного» периода оказывают негативное влияние на формирование сменного, а затем и постоянного прикуса. Если в этом возрасте не устранить проблему, то формирование постоянного прикуса будет происходить с нарушениями, что повлечет более серьезное ортодонтическое лечение. Прогрессирующие аномалии, влияющие на рост и развитие челюстей, необходимо начать лечить как можно раньше. Своевременное ортодонтические лечение, начатое в период молочного прикуса, нормализует дальнейший рост челюстей и способствует исправлению прикуса.

Рекомендации

Для того, чтобы не иметь проблем с зубами ребёнка в будущем, родители с первого года жизни должны наблюдать за ростом и формированием зубочелюстного аппарата.

Нужно придерживаться таких советов детских ортодонтов:

  • Предпочтение нужно отдать ортодонтической или анатомической соске. В идеале следует иметь оба типа и менять их ежедневно между собой. Они позволяют принимать языку естественное положение.
  • Отбирать пустышку насильно, если это вызывает чрезмерный протест малыша, не нужно. В большинстве подобных случаев он начнёт компенсировать изделие собственными пальцами, а от такой привычки происходит ещё больше проблем, и избавиться от неё сложнее.
  • Серьёзная борьба с соской уместна с 2-3 лет, когда сосательный рефлекс уже полностью потух, а круг интересов маленького человека стал шире.

Для того, чтобы обнаружить проблемы прикуса на начальных стадиях, когда коррекция проходит легче всего, нужно проходить периодические профосмотры:

  • у стоматолога – с одного года раз в три месяца;
  • у ортодонта – после 2-3 лет раз в полгода.

Ранняя потеря молочных зубов

Как уже говорилось выше, несвоевременная потеря молочных зубов может негативно отразиться на формировании правильного прикуса. Молочные зубы подготавливают место для постоянных зубов, что обеспечивает ровные зубные ряды в старшем возрасте. При ранней потере молочных зубов постоянные зубы могут прорезываться неправильно, может возникать недостаток места между молярами и клыками, постоянные моляры могут сдвигаться на место удаленных молочных зубов, что может привести к необходимости их удаления в будущем, когда начнут прорезываться постоянные зубы. Чтобы эти явления не происходили, используются специальные аппараты — заместительные устройства — помогающие сохранить место в зубном ряду. Если потеряны несколько молочных зубов, то применяется съемная пластинка, если потерян один зуб, то применяют несъемное ортодонтическое устройство.

Если утеряны передние зубы (в результате кариеса или травмы), то используется пластинка-протез. С помощью этого устройства можно восстановить жевательную функцию и речь, защитить пародонт от перегрузки, сохранить место для постоянных зубов и предотвратить смещение остальных зубов.

Ортодонтические заменители

На стадии отучивания от пустышки у ребёнка нередко возникает новая пагубная привычка – сосание пальцев, а она способна усугубить все имеющиеся нарушения прикуса и вызвать новые.

Ортодонты разработали несколько приспособлений, которые смогут облегчить этот период, позволяя зубным дугам принять правильную форму:

  • Пластинки Хинца. Используются с возраста 1,5 лет. Могут быть с накусочной площадкой, защитой для языка или бусиной. Способствуют постановке языка в нормальное положение.
  • Профилактическая пластинка STOPPI. Представляет собой вестибулярную силиконовую пластинку, которая может применяться даже в раннем возрасте. За счёт наличия боковых площадок для накусывания предотвращает чрезмерную компрессию на верхние зубы во фронтальной области. Первые тенденции к образованию открытого прикуса при использовании этой пластины, как правило, исчезают самостоятельно.
  • LM-активатор. Способствует тому, что после прощания с соской не возникают другие вредные привычки, а параллельно идёт нормализация зубных дуг.

Наверно, палец, все-таки, более опасен для детского здоровья, чем соска.

Это объясняется тем, что палец больше, чем наконечник соски воздействует на территорию ротовой полости. Также считается, что отучить малыша от сосания пальца намного труднее – он ведь всегда «под рукой», пальчик нельзя отобрать и спрятать. Использование соски можно более или менее контролировать – «потерять», «подарить соседскому щенку».

Прежде всего, отучение от любой вредной привычки ни в коем случае не должно быть травматичным ни физически, ни психологически. Бабушкины способы с намазыванием пальца горчицей или зеленкой применять не рекомендуется. Резкое отбирание соски тоже не оправдано. Лучше использовать ненавязчивое убеждение, игровую форму. При необходимости воспользуйтесь консультацией лечащего врача.

Пустышка не заменит грудного вскармливания?

При сосании маминой груди ребенок прилагает намного больше усилий, чтобы поесть, чем при сосании смеси из бутылочки с соской. Это хорошо для тренировки жевательной мускулатуры, что важно для профилактики некоторых зубно-челюстных аномалий. Однако даже длительное сосание груди (свыше двух лет) способно стать отягощающим фактором и повлиять на формирование неправильного прикуса.

Наталья Городулина (@gorodulina_psy)

Детский психолог, игровой терапевт

В вопросе – давать ребенку пустышку или нет – я всегда выступаю за комфорт для мамы и ребенка. Нужно ориентироваться по ситуации и потребностям – есть дети, которые категорически не берут пустышку, и это нормально. А есть те, кому пустышка очень нужна – и это тоже считается нормой. Уставшая, тревожная мама, у которой нет сил улыбнуться малышу – вот что действительно вредно для ребенка. Поэтому главный совет мамам малышей – меньше тревоги. Больше доверяйте себе и своей интуиции и, по возможности, избегайте недосыпа.

Пустышка предотвращает западение языка во сне?

У взрослых есть заболевание – рохнопатия или храп. У детей, имеющих поражения центральной нервной системы, он тоже бывает – во время засыпания происходит расслабление мышц мягкого неба, оно начинает нависать и перекрывать верхние дыхательные пути. При этом может возникать западение языка и остановка дыхания во сне. Может ли человек таким образом задохнуться? Вряд ли, потому что во время нарушения дыхания происходит активация нервов и раздражение углекислым газом центров головного мозга, и человек либо переходит в состояние поверхностного сна, либо просыпается.

У детей это состояние возникает только в тех случаях, когда нервная система не сформировалась. Тогда, конечно же, пустышка будет являться тем удерживающим фактором, который не даст языку западать. Но это ни коим образом не спасет малыша от опускания и нависания мягкого неба, поэтому такие детки должны наблюдаться неврологами. Говорить, что пустышка – это единственное их спасение от остановки дыхания во сне, мы не можем.

Такое состояние может возникнуть и у детей, имеющих чрезмерно большой язык – например, когда есть патология щитовидной железы. В этом случае пустышка также поможет предотвратить западение языка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]