Дефекты зубных рядов. Классификация по Кеннеди, классификация по Гаврилову

Классификация по Гаврилову – являет собой внятную систему дефектов зубных рядов, обладающей доступной структурой. Такая совокупность элементов, доказала свою практичность в методике стоматологического протезирования.

«Особенностью классификации по Гаврилову является выделение в особую группу челюстей с одиночно сохранившимися зубами»

Дефектом зубной дуги считается – нарушения целостности ряда, в котором недостает от одного до 13 зубов. Определяют три разновидности дефектов, по возрастанию:

  1. небольшие дефекты характеризуются отсутствием до трех зубов кряду;
  2. средние дефекты — потеря от трех до шести зубов в ряду;
  3. большими считается нехватка более шести штук;

Включенным – называют промежуток, в ряду локализованных с обеих сторон сохранившимися зубами.

Концевой – отсутствие зубов в дуге, ограниченное только с одной стороны. Оба вида встречаются как на нижней челюсти, так и на верхней.

Для чего нужна систематизация дефектов в зубных дугах

Существует великое множество разнообразных комбинаций дефектов зубных рядов. Например, если попытаться создать математическую модель этих комбинаций, включив в нее все доступные характеристики и учитывающую сочетание различных признаков. В итоге получаем минимум 4*109 вариантов, каждый из которых имеет право на существование. Такое количество вариаций наглядно показывает необходимость в разработке обобщенных классификаций. Это более удобно в практическом применении и позволяет врачам разных стран понимать друг друга.

Классификация дефектов зубных рядов по Гаврилову

Разрабатывая свою систему признаков для зубопротезирования, профессор Гаврилов выделил челюсти с сохранившимися отдельно стоящими зубами, в обособленную категорию. Это решение вполне обосновано, так как изготовление протезов для такого типа челюстей имеет свои особенности.

Зубные дуги с дефектами подразделяются на четыре класса:

  1. отсутствие зубов на концах челюстей (концевые дефекты) на одной либо обеих сторонах челюсти;
  2. дефекты, ограниченные зубами с двух сторон (включенные), передние и боковые одно и двухсторонние;
  3. наличие первого и второго классов в различных сочетаниях – комбинированные дефекты;
  4. зубные дуги с отдельно стоящими зубами.
Односторонний концевой изъян Двусторонний концевой изъян

Дополнительно предлагается подразделять зубные ряды на 6 видов.

Отличия классификация зубных дефектов по Гаврилову

Широкое распространение получили две классификации, и .

Система признаков по Кеннеди насчитывает четыре типа:

  1. концевые дефекты с обеих сторон челюсти;
  2. то же самое, но только с одной стороны;
  3. включенные дефекты в боковой области рядов;
  4. то же, что и в третьем пункте, но в переднем отделе;

Бетельман выделяет две категории. К первой относится зубные ряды с несколькими изъянами, с одной либо с обеих сторон, но обязательно наличие как минимум одного «концевого» дефекта. Вторая категория – любые типы и сочетания «включенных» дефектов.

Использование системы доктора Кеннеди сопряжено с некоторыми сложностями. При диагностировании различных комбинаций, не попадающих в его классификацию, предлагается, понизить градацию класса. Это может привести к некоторой запутанности диагноза.

Как видно из трех приведенных систем, классификация зубных рядов по Гаврилову выглядит наиболее конкретизированной.

В заключение нужно отметить, что не одна из рассмотренных систем, не дает точной картины в отношении отдельно взятого клинического случая. Большое количество факторов, влияющих на неполную утрату зубов, не позволяет уместить их в столь узкие рамки

Ортопедическое лечение врач планирует индивидуально для каждого пациента, учитывая количество и место расположения отсутствующих зубов, состояние пародонта и уровень здоровья. Но все же есть общие закономерности выбора конструкции протеза в зависимости от протяженности и локализации дефекта. Для записи в карту и профессионального общения стоматологов удобнее использовать условное обозначение клинической ситуации, а не полное ее описание. Классификация дефектов зубных рядову прощает алгоритм выбора плана лечения и заполнение документации.

Промежутки в зубных рядах

Дефектом зубной дуги считается – нарушения целостности ряда, в котором недостает от одного до 13 зубов. Определяют три разновидности дефектов, по возрастанию:

  1. небольшие дефекты характеризуются отсутствием до трех зубов кряду;
  2. средние дефекты — потеря от трех до шести зубов в ряду;
  3. большими считается нехватка более шести штук;

Включенным – называют промежуток, в ряду локализованных с обеих сторон сохранившимися зубами.

Концевой – отсутствие зубов в дуге, ограниченное только с одной стороны. Оба вида встречаются как на нижней челюсти, так и на верхней.

Какая классификация лучше?

Классика ортопедической стоматологии -классификация по Кеннеди. В ней дефекты зубных рядов делятся на 4 класса: одно- и двусторонние концевые, включенные в боковых и во фронтальном участке. При этом отсутствие нескольких зубов в боковом участке с одной стороны и с обеих сторон приходится относить к одному классу, что на практике не всегда удобно. Поэтому некоторые стоматологи в клинике используют более детальную классификацию Гаврилова. Классы в этих системах могут не совпадать по номерам, поэтому при формулировке диагноза врач обязательно должен указывать, какую классификацию он использует, по Гаврилову или по Кеннеди.

I класс – жевательные зубы отсутствуют с обеих сторон, зубной ряд укорочен и заканчивается на 5 6 зубе с каждой стороны;

II класс – укорочение зубной дуги с одной стороны, моляры отсутствуют справа или слева;

III класс – отсутствует несколько зубов в боковом участке, но замыкающие – сохранены;

IV класс – отсутствие резцов или клыков в переднем участке челюсти.

Если есть несколько изолированных дефектов присваивается более низкий класс. Например, если отсутствует два зуба в переднем участке и три моляра справа – дефект относят к первому классу. В этом отношении классификации Кеннеди не совсем удобна. К одной группе относят в корне различные клинические ситуации, план протезирования при которых будет различным.

1 класс – отсутствие жевательных зубов справа или слева;

2 класс – утрата дистальной опоры зубного ряда с обеих сторон;

3 класс – отсутствует несколько жевательных зубов при наличии замыкающих с одной стороны;

4 класс – отсутствие нескольких моляров с сохранением дистальных опор с двух сторон;

5 класс – отсутствие нескольких резцов и/или клыков;

6 класс – комбинированные дефекты зубных рядов;

7 класс – на челюсти сохраняется один зуб.

Классификация по Гаврилову более подробна в сравнении с систематикой Кеннеди и лучше отражает клиническую ситуацию, поэтому при постановке диагноза с ее использованием планировать лечение проще.

По Кеннеди и Гаврилову

II класс по Кеннеди – 1 по Гаврилову

Поскольку дистальная опора отсутствует изготовить несъемный мостовидный протез невозможно, его попросту не к чему фиксировать. Предложенные ранее консольные конструкции с нависающей искусственной коронкой не выдержали проверки временем. Служат они недолго и, кроме того, приводят к расшатыванию и выпадению опоры.

Возможны следующие варианты ортопедического лечения:

  • частичный пластиночный съемный протез недостаточно хорошо фиксируется и опрокидывается во время жевания, так как нагрузка приходится на одну сторону пластинки;
  • бюгельный протез за счет наличия литыхкламмеров и металлической дуги окидывается в меньшей степени и менее агрессивно действует на опорные зубы;
  • протезирование на имплантатах по принципу один зуб – один имплантат подразумевает изготовление несъемной конструкции. При этом полностью восстанавливается эффективность жевания и не возникает дополнительной нагрузки на сохранившиеся зубы. При отсутствии специальных противопоказаний это – методика выбора.

I класс по Кеннеди – 2 по Гаврилову

Используют те же варианты протезирования, что и в предыдущем случае. Двусторонние концевые дефекты отличаются тем, что в этом случае фиксация и функция съемных протезов лучше за счет равномерного распределения нагркзки по двум сторонам. При выборе несъемной конструкции бюгельный протез предпочтителен, особенно на верхней челюсти. Наличие металлической дуги позволяет уменьшить величину пластинки и оставить открытым небо.

Несъемное протезирование возможно при условии использования имплантатов. Если зубы были утрачены давно и лечение не проводилось костной ткани может быть недостаточно, однако в этом случае ее можно нарастить с помощью специальной операции. При хороших гигиенических навыках и отсутствии противопоказаний эффективность протезирования на имплантатах и в этом случае превосходит таковую при съемном протезировании.

III класс по Кеннеди – 3 по Гаврилову

Возможно восстановление дефекта как съемными, так и несъемными конструкциями:

  • мост с опорой на зубы, ограничивающие дефект – бюджетный вариант. Преимущество – конструкция несъемная, недостаток – повышенная нагрузка на опорные зубы. Заболевания пародонта и подвижность оставшихся зубов способны существенно сузить показания к такому лечению.
  • съемный бюгельный протез – жизнеспособный вариант протезирования, однако не вполне комфортный. Во-первых, конструкция съемная, во-вторых, – при одностороннем дефекте сработает эффект опрокидывания.
  • установка имплантатов вновь лидирует по уровню комфорта и физиологичности. Нет нагрузки на опорные зубы, не требуется их обтачивание с удалением здоровых тканей, функция жевания полностью восстанавливается.

III класс по Кеннеди – 4 по Гаврилову

Варианты те же, но бюгельные протезы в отношении удобства носки и восстановления функции догоняют несъемные конструкции из-за двустороннего равномерного распределения нагрузки.

IV класс по Кеннеди – 5 класс по Гаврилову

Съёмные и мостовидные протезы вполне могут восстановить функцию утраченных зубов, но для того, чтобы их фиксация была адекватной, придется использовать кламмеры, которые будут отчетливо видны на зубах. А ведь в переднем участке нужна эстетика. Мостовидные протезы при достаточно прочной опоре в функциональном плане удовлетворительны, но также могут скомпрометировать эстетику, особенно при атрофии альвеолярного отростка, когда между шейкой искусственного зуба и десной образуется существенный зазор.

Имплантаты помогают полностью восстановить жевательную эффективность и эстетику передних зубов. Это единственная локализация, при которой одномоментная с удалением зуба установка имплантата предпочтительна. При этом создаются оптимальные условия для заживления, не происходит потеря десны и костной ткани. Эстетический результат таких конструкций – вне конкуренции.

6 класс по Гаврилову

При комбинированных дефектах планирование строго индивидуально. Этот вариант в классификации Кеннеди не отражен.

7 класс по Гаврилову

Эта разновидность дефектов зубных рядов в классификации по Кеннеди относят к двусторонним концевым в то время как клинические проявления и план лечения в этих двух случаях могут радикально отличаться. Одиночно стоящие зубы ранее предлагалось использовать как опору для фиксации съемного протеза, особенно на нижней челюсти, где условия для этого, мягко говоря, оставляют желать лучшего. С появлением имплантации необходимость правдами и неправдами сохранять последний зуб отпала. Протезирование при одиночно стоящих зубах, как и на полностью беззубых челюстях с помощью проводится с помощью имплантатов.

Изменения последовательности зубного ряда могут нести в себе нарушения непрерывности и единства зубов в верхней или нижней челюсти, причём причины такого явления могут быть совершенно разными. Это и травмы, и ушибы, инфекционные заболевания полости рта, отсутствие должного лечения кариеса, в результате чего возникают осложнения.

Включенный дефект в переднем отделе

Включенный дефект в переднем отделе зубного ряда верхней или нижней челюсти — это разновидность адентии, которая классифицируется по методике ортопеда Э. Кеннеди следующим образом:

  • сохранена целостность лишь 3, 4, 5, 6, 7 зубов жевательной группы с правой стороны;
  • присутствуют только моляры 3, 4, 5, 6, 7 с левой стороны;
  • полностью отсутствуют 1, 2 зубы с правой и левой стороны.

Отличительной особенностью включенной адентии в переднем отделе зубной дуги является то, что участки челюстного аппарата с признаками отсутствия моляров находятся в зоне улыбки. Человек с подобной стоматологической патологией лишается возможности полноценно откусывать грубую пищу, со временем происходит нарушение прикуса, воспроизведение гласных и согласных звуков.

Способы устранения включенного дефекта в переднем отделе

Выбор способа устранения включенной адентии в переднем отделе зубной дуги верхней, а также нижней челюсти зависит от общего количества недостающих резцов. В подобной ситуации изготавливается мостовидный протез, края которого надеваются сверху на боковые моляры. В данном случае опорные зубы обтачиваются врачом-стоматологом и способствуют надежной фиксации протеза, имитирующего передние резцы.

Пациенты с осложненными смешанными дефектами нуждаются в изготовлении объемного моста, конструкция которого крепится к задним боковым зубам, а на его металлической основе располагаются недостающие резцы. Дополнительные крепления создаются на других молярах ротовой полости, структура которых не нарушена стоматологическими заболеваниями. В зависимости от сложности металлической конструкции ее основная часть может соприкасаться с поверхностью слизистой оболочки твердого неба.

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди

Есть несколько способов описания данной патологии. Наиболее распространённой является классификация по Кеннеди. Она основывается на следующих дефектах:

  • первая группа — зубной ряд ограничивается с двух сторон 5-м или 6-м зубом, при этом жевательных коронок нет;
  • вторая группа — зубной ряд укорочен за счёт отсутствия моляров с одной или другой стороны;

  • третья группа — жевательная коронка сохранена, однако отсутствуют зубы в боковой зоне;

  • четвертая группа — нарушено строение переднего участка челюсти, в частности, отсутствуют клыки или резцы.

Если для диагностики используется классификация Кеннеди, ортопедия подразумевает утрудненное лечение, поскольку, если имеется сразу несколько аномалий, то заболеванию присваивается более низкая группа. Из-за этого изменяется и план протезирования. К одной и той же группе могут относиться разные клинические случаи.

Симптоматика

Дефекты зубных рядов имеют свою симптоматику. Если не взяться за лечение вовремя, то этот изъян может только усугубиться. Итак, перечислим основные симптомы:

  • трудности с пережевыванием пищи,
  • некорректный прикус,
  • искажение формы зубной дуги,
  • проблемы с произношением слов,
  • изменение костей челюсти.

Вследствие неодинакового давления на зубные дуги возникает сильный сдвиг: от областей с высокой нагрузкой к зонам, которым нагрузки не хватает. Как следствие, появляются атрофические изменения.

Скорректировать этот недостаток возможно лишь с помощью своевременного протезирования. Данной областью медицины занимаются стоматологи-ортопеды. Актуальные технологии, методы лечения и высококачественные материалы помогут пациенту справиться с проблемой.

Выделяют включенные изъяны, когда по обеим сторонам от имеющегося дефекта сохраняется ряд зубов, то есть дефекты находятся посреди зубного ряда. В этом варианте врач ставит мостовидный протез («мост»). Если же дефект дистальный, то он располагается за клыками и заметен с одной или двух сторон. Тогда изъяны реально заменить съемным протезом.

Причины возникновения дефектов зубных рядов

Есть несколько причин, которые приводят к появлению проблемы (для их устранения необходимо отнести патологию к определенной группе, для чего и существует классификация по Кеннеди):

  1. Врождённые аномалии, в частности адентия (отсутствие зубов) по причине болезни матери во время беременности, из-за чего зачатки зубов могут отсутствовать, также могут быть погрешности в структуре эмали, что передается по наследству.
  2. Наличие вредных привычек. У детей — использование пустышки и искусственное вскармливание, сосание пальцев, у взрослых к потере зубов может привести привычка раскусывать орехи, например фисташки.
  3. Кариес, в том случае если его не лечить. Регулярное посещение зубного врача поможет сохранить зубной ряд в целости и сохранности.
  4. Воспалительные процессы. При образовании гнойных воспалений зуб необходимо немедленно удалять. Привести к такому может пародонтит, киста, периодонтит и другие стоматологические заболевания.
  5. Механические травмы, что особенно актуально в возрасте 6-9 лет. В этот период происходит смена молочных зубов на коренные, и сильный удар может привести к повреждению корня.
  6. Детские заболевания, такие как рахит, пневмония, острые респираторные заболевания, которые появляются в период формирования зубов. Они оказывают негативное влияние на структуру центральных резцов.
  7. Наличие новообразования в пародонте. Если оно обнаружено, то необходимо немедленное удаление зубов. Возникать новообразования могут в результате нарушения работы щитовидной железы, желудочно-кишечного тракта, а также при недостатке витаминов.

Симптомы наличия дефектов

Классификация дефектов по Кеннеди говорит о том, что проблема возникает в результате потери зуба или его развития. Признаки зависят от многих факторов:

  • точного места расположения могут быть боковые или передние зубы на нижней или верхней челюсти);
  • параметров изъяна;
  • вида дефекта (может быть включенным или концевым);
  • структуры прикуса;
  • возраста пациента;
  • состояния десен и присутствующих зубов;
  • времени с момента потери зубов до начала лечения;
  • причины появления дефекта.

Чтобы выявить дефект, необходимо прийти на прием к зубному врачу, который проведет осмотр и определит проблему. Основными жалобами со стороны пациентов, которые заставляют людей идти к врачу, являются:

  • нарушения прикуса;
  • отсутствие возможности полноценно пережевывать пищу;
  • деформация челюстной кости;
  • в некоторых случаях нарушения дикции.

Устранение дефекта зависит от группы заболевания, для чего нужно использовать определенную схему, и чаще всего используется классификация по Кеннеди. Перед протезированием или имплантацией дантист обязательно проводит профессиональную чистку зубов, во время которой устраняет кариес и ликвидирует любые воспалительные процессы.

Способы профилактики

Взрослый человек может самостоятельно предпринимать меры, позволяющие предупредить появление дефектов, диагностировать которые поможет классификация по Кеннеди. Главным врагом в данной ситуации является кариес, поэтому необходима адекватная гигиена полости рта и регулярное посещение дантиста. Это касается и детей. Родители могут игнорировать гигиену полости рта ребенка с молочными зубами, поскольку считают, что они все равно выпадут и в уходе не нуждаются. Но это не так. Также при обнаружении и их необходимо вовремя лечить. Игнорирование любых проблем в ротовой полости может усугубить ситуацию и привести к потере зуба.

Указанное заболевание легко распознать по отсутствию одного или нескольких зубов, что вызывает дискомфорт при жевании, разговоре. Игнорирование подобных нарушений может негативно сказаться на здоровых зубах, привести к уменьшению объема костной ткани на челюсти.

Очень важно вовремя обратиться за помощью к стоматологу или ортодонту, которые смогут предоставить адекватное лечение.

Виды дефектов зубных рядов — классификации по Кеннеди, по Гаврилову, по Бетельману

В самых общих чертах рассматриваемый стоматологический недуг можно классифицировать следующим образом:

  1. Погрешности в строении передних зубов. Это зачастую касается клыков и резцов.
  2. Недостатки в структуре зубов, что размещены за клыками.
  3. Дефекты, связанные с самыми крайними коронками в зубном ряде.
  4. Недостатки, которые присутствуют в передней+задней части дуги.

Наиболее же распространенными являются следующие группы классификаций:

По Кеннеди

Основывается на таких дефектах:

  • Iгруппа
    .
    Протяженность зубного ряда с обеих сторон ограничивается 5 или 6-м зубом. Жевательных коронок нету.
  • IIгруппа.
    Длина зубной дуги уменьшена за счет отсутствия мoляров c левoй/правой стороны.
  • IIIгруппа
    .
    Замыкающие коронки в конце ряда сохраняются, но в бoковой зоне недостает нескoльких зубoв.
  • IVгруппа
    .
    Деформациям подвержен передний участок челюсти: здесь отсутствуют клыки/резцы.

Организовывать лечение при данном типе клaссификации не слишком удобно: если имеет место быть сразу несколько аномалий, болезни присваивается более низкая группа.

Это оказывает эффект на план протезирования: к идентичной группе могут относиться абсолютно разные клинические случаи.

По Гаврилову

Указанное деление дефектов является достаточно детальным: соответствующему специалисту будет легче определиться с методом лечения.

  • Iкласс
    .
    Имеются изъяны в конце зубной дуги: справа или слева.
  • IIкласс
    .
    Дистальная опора на верхней/нижней челюсти потеряна с двух сторон.
  • IIIкласс
    .
    В боковом участке зубного ряда нету нескольких жевательных зубов, но замыкающая коронка присутствует.
  • IVкласс
    .
    Дистальные опоры по обе стороны сохраняются, но имеются изъяны боковых секций зубного ряда.
  • Vкласс
    .
    Спереди дуги отсутствуют несколько зубов.
  • VIкласс
    .
    Есть дефекты комбинированного характера.
  • VIIкласс
    .
    На челюсти остается единственный зуб.

По Бетельману

Выделяют 2 класса, каждый из которых имеет 2 подкласса.

I
класс.
Характеризуется наличием т.н.
концевых дефектов
, при которых жевательные зубы, начиная с 5-го или 6-го, отсутствуют. Подобные изъяны могут быть с одной стороны дуги (
Iподкласс
), либо с двух (
IIподкласс
).

II
класс
.
Предусматривает наличие включенных изъянов, когда в произвольном месте зубной дуги нету коронок.

  • Iподкласс
    .
    Диагностируется, если имеет место быть один и более включенных дефектов, а количество недостающих зубов одного дефекта не превышает трех.
  • IIподкласс
    .
    Характеризуется наличием одного и более включенных изъянов, и хотя бы в одном дефекте недостает более трех зубов.

Систематизация по Эйхнеру

Более простой вариант деления аномального зубочелюстного развития, нежели предыдущий. Эйхнер выдвинул предположение, что в зубной дуге человека присутствуют четыре так называемые защитные зоны, имеющие названия моляров и премоляров для правой и левой сторон. Именно они ответственны за удержание межальвеолярной высоты.

В случае дефектов с зубами, их можно поделить три такие группы:

  • первая группа А – включает ряды, которые имеют зубы-антагонисты во всех четырех премолярных и молярных зонах;
  • вторая группа В – в некоторых защитных зонах зубы отсутствуют, это может касаться как одной зоны, так и сразу нескольких;
  • третья группа С – во всех 3-х зонах зубы-антагонисты потеряны.

Причины дефектов зубных рядов – какую роль играет наследственность или плохая гигиена полости рта?

Спровоцировать рассматриваемый недуг могут различные факторы:

  • Врожденные аномалии
    .
    Сюда, в первую очередь, относят , которая может развиться на фоне болезни матери во время вынашивания ребенка. Отсутствие зачатков зубов, сверхкомплектные зубы, диастема, погрешности в структуре эмали могут также передаваться по наследству.
  • Вредные привычки
    .
    Длительное использование пустышки, искусственное скармливание, сосание пальцев негативно влияют на формирование прикуса. Тем же, кто любит раскусывать орешки, фисташки следует помнить об опасности раскола коронки, повреждении корня.
  • Кариес
    .
    На запущенных стадиях данной патологии пациенты способны утратить сразу несколько зубов. Поэтому гигиена полости рта, регулярное посещение дантиста, своевременное лечение кариозных зубов играет важную роль для сохранности зубного ряда целым.
  • Септические явления, что образовались под воздействием гнойных воспалений
    .
    Зуб при подобных реакциях следует немедленно удалять, а привести к подобному результату может , периодонтит, киста и некоторые другие стоматологические недуги.
  • Травмы
    .
    Утрата зубов по причине драки, падения особо актуальна для мальчиков в возрасте 6-9 лет. В этот период у детей происходит смена зубов: сильный удар способен спровоцировать повреждение корня, что вызовет остановку его развития в будущем.
  • Некоторые детские болезни (рахит, пневмония, ОРВИ)
    , которые диагностируются на этапе формирования зубов. Подобные патологии негативно воздействуют на структуру центральных резцов.
  • Новообразования в пародонте
    , которые требуют удаления зубов. Они могут возникнуть вследствие погрешностей в работе щитовидной железы, жкт, сердца и дыхательной системы, при гиповитаминозах.

Профилактические меры

Как предотвратить появление изъянов? Профилактические меры таковы: крайне важно следить за гигиеной полости рта, регулярно проходить осмотр у стоматолога, мгновенно реагировать на образовавшиеся дефекты и устранять их, чтобы не допустить дальнейшего развития. Главное — вовремя проявить заботу о своем здоровье. Однако лучше всего не запускать ситуацию до такой степени, что приходится удалять зуб. Если дефект невозможно вылечить, то обращайтесь к врачу: он проведет осмотр и предложит наилучший вариант зубопротезирования.

Симптомы дефектов зубных рядов – методы диагностики патологии

Проявления указанной патологии будут зависеть от нескольких составляющих:

  1. Точное место расположения дефекта: нижняя/верхняя челюсть, боковые/передние зубы.
  2. Параметры изъяна.
  3. Вид дефекта (включенный, концевой).
  4. Структура прикуса.
  5. Возраст больного.
  6. Общее состояние десен, зубов.
  7. Количество времени от момента потери зубов до начала лечения.
  8. Причина утраты/повреждения зубов.

Для выявления данного заболевания зачастую инструментального обследования не требуется. Все что нужно — прийти на прием к стоматологу, который в ходе осмотра определит наличие дефекта зубных рядов.

Основные жалобы со стороны пациента будут следующими:

  • Погрешности в прикусе.
  • Невозможность нормально пережевывать пищу.
  • Деформирование костной ткани челюсти.
  • Нарушение дикции (не всегда).

По окончанию сбора анамнеза дантист может направить на рентген. Это будет полезным, если нужно установить точные причины возникновения дефекта; для детального исследования степени поражения корней/кости.

Методы лечения дефектов зубных рядов – восстановление и выправление

Исходя из класса/группы данного заболевания, лечение также будет различаться:

  1. При отсутствии дистальной опоры идеальным решением будет установка имплантов (по каждому на один зуб). Это поможет уберечь здоровые зубы от чрезмерной нагрузки и окажет положительный эффект на способности в аспекте жевания. Если же у пациента имеются противопоказания к указанной процедуре, либо у него недостаточно средств на установку имплантов, врачи делают выбор в пользу бюльгельного протеза.
  2. Если нет боковых жевательных зубов, но замыкающие коронки имеются, может применяться несколько видов восстановления зубного ряда:
      Несъемный мост с опорой на здоровые коронки. Отрицательным моментом является усиленное давление на опорные зубы. Однако этот способ лечения — наиболее оптимальный в плане денег.
  3. Использование съемного бюльгельного протеза. Не самая комфортная конструкция для пациента, а если восстанавливается односторонний изъян, следует ожидать эффекта опрокидывания.
  4. Восстановления посредством внедрения имплантов. Здесь учитывается состояние кости челюсти. При ее атрофировании требуется предварительно провести наращивание.
  5. Обширные дефекты зубной дуги лучше всего восстанавливать при помощи нейлоновых зубных протезов. Они не вызывают аллергии, не заметны при разговоре, и снимать их нужно лишь для чистки.
  6. Отсутствие передних зубов актуально восполнять керамическими зубными протезами.
  7. Комплексные дефекты устраняются в индивидуальном порядке. Здесь будет учитываться состояние челюсти, материальные возможности пациента, наличие сопутствующих заболеваний.

Меры профилактики дефектов зубных рядов

  • Главный враг указанной патологии — кариозные зубы. Лучшим средством защиты в таком случае будет адекватная гигиена полости рта.
  • Это касается также деток, у которых прорезались первые зубки. Родители должны позаботиться о покупке специальной зубной щетки с мягкой щетиной.
  • При любых травмах, которые повлияли на состояние молочных зубов, нужно безотлагательно обращаться к детскому стоматологу.
  • Взрослым же не стоит игнорировать ежегодные визиты к дантисту — даже, если жалоб нет. Профессиональную чистку зубов можно осуществить лишь в кабинете данного специалиста.
  • Неправильный прикус, сверхкомплектные зубы также нужно лечить вовремя. Игнорирование данных дефектов со временем лишь усугубит ситуацию.

Классификация у пациента дефектов зубного ряда проводится стоматологом для выбора лечения. Учитывается число недостающих зубов, здоровье оставшихся единиц, состояние пародонта.

Мнение эксперта

Бирюков Aндрей Aнатольевич

врач имплантолог ортопед-хирург Закончил Крымский мед. институт в 1991 г. Специализация терапевтическая, хирургическая и ортопедическая стоматология включая имплантологию и протезирование на имплантах.

Считаю, что на визитах к стоматологу всё же можно существенно сэкономить. Конечно я говорю об уходе за зубами. Ведь если тщательно ухаживать за ними, то до лечения действительно может и не доходить дело — не потребуется. Микротрещинки и небольшой кариес на зубах можно убрать обычной пастой. Как? Так называемой пломбирующей пастой. Для себя выделяю Denta Seal . Попробуйте и вы.

Существуют закономерности, позволяющие подобрать протез с учетом протяженности, местоположения нарушения. Классификация облегчает общение специалистов-стоматологов между собой, упрощает документирование.

Когда нужно классифицирование?

Любой из способов классификации облегчает ортодонту изучение частичной утраты зубов, упрощает ведение документации, позволяет врачам обозначать проблему во время работы. Однако распространенная классификация не способна дать указаний по выбору конструкции, не может отразить конкретную картину нарушений, вида прикуса, здоровья тканей.

Благодаря систематизации ускоряется, уточняется определение дефекта, проясняется выбор направления лечения. Если не учитывать характер патологии, можно навредить функциональности зубов неправильным протезированием.

Тогда нагрузки распределяются неравномерно, ткани и зубы перегружаются, провоцируя появление осложнений. Чтобы исключить развитие событий ортодонты систематизировали патологии, разделив их по классам, подклассам.

Параметры, позволяющие причислить дефект к определенной группе:

  • недостатки структуры единиц челюсти, идущих после клыков;
  • аномалии строения резцов, клыков;
  • патологии задней либо передней части дуги;
  • проблемы с крайними зубами ряда.

Самые распространенные виды систематизации – по Бетельману, Кеннеди, Гаврилову. Названы по фамилии изобретателей. Не сильно популярные способы – по Жулеву, Эйхнеру, Оксману.

Зачем нужно классифицирование?

Еще с 19 века многие стоматологи озадачились вопросом создания определенной классификации всех основных типов дефектов зубных рядов с тем, чтобы выработать универсальные подходы к их изучению и подбору корректных и эффективных методов терапии.
Классификация позволяет быстрее и более точно определить тип имеющегося дефекта, подобрать оптимальный путь его лечения, к примеру, наиболее подходящий в конкретном случае вариант протеза.

Это очень сложная и важная задача, так как, если не учитывать характер отклонения, то можно, например, нарушить нормальное функционирование зубных рядов уже после протезирования.

Нередко бывает так, что после некачественного ортодонтического лечения нагрузка на зубы распределятся неравномерно и они, а также находящиеся рядом опорные мягкие ткани, постоянно перегружаются, что может вызвать другие проблемы.

Чтобы избежать осложнений и добиться максимальной эффективности лечения видные дантисты разработали и систематизировали все ортодонтические патологии по классам и подклассам.

Наиболее часто в современной стоматологии используются классификации дефектов зубных рядов по Кеннеди, Бетельману и Гаврилову. Также пользуются популярностью систематизации по Эйхнеру, Жулеву, Оксману и некоторым другим медикам.

Выбор дентального протеза дело непростое — от разновидностей разбегаются глаза…

Классификация Кеннеди

Американский стоматолог Эдуард Кеннеди был революционером проведения операций, призванных устранить нарушения прикуса. Накопленный опыт позволил ему в 1921 г. разработать классификацию встречающихся аномалий, выделив 4 класса и 3 подкласса:

  • 1 класс. Отсутствие жевательных зубов по обеим сторонам дуги. Подклассы различают 3 варианта развития ситуации. Первый – кроме отсутствия моляров, не хватает еще 1 зуба. Второй – отсутствуют моляры и зубы в 2 местах. Третий – кроме моляров, нет зубов в 3 разных местах. Основной способ лечения аномалий этой группы – приспособления с лабильным креплением;
  • 2 класс. Односторонний дефект, потеря дистальной опоры. Предусмотрены 3 подкласса, аналогичные предыдущему. Коррекция таких дефектов осуществляется протезами с палатинальной фиксацией (на стороне здоровых зубов) и приспособлением с лабильным креплением (на участке с дефектом);
  • 3 класс. Односторонняя проблема, присутствие дистальной опоры. Подклассы те же, что указаны выше. Оптимальным протезом становится мостовидная съемная конструкция, которая крепится кламмерами;
  • 4 класс. Относятся клинические ситуации, когда у пациента нет передних зубов. Устраняется проблема установкой протеза с опорными кламмерами.

Подклассы

Все описанные выше классы, кроме последнего, имеют также подклассы, которые одинаковы для трех групп:

  • зубная единица, помимо основной, отсутствует еще в одном месте;
  • нет зубов еще в 2 местах, за исключением боковых сторон;
  • отсутствие единиц дополнительно в трех местах, кроме главных жевательных единиц, расположенных по бокам.

Если зубная дуга имеет несколько дефектов, которые относятся к различным классам, то ее относят к меньшей по порядку группе. К примеру, когда в зубном ряду диагностируются нарушения второго и третьего классов, то дефекту дуги приписывают второй класс.

В стоматологической практике существует также множество других классификаций, которые менее распространены и не пользуются такой популярностью, как метод Кеннеди. Это объясняется тем, что предложенная им система хорошо выполняет свою главную задачу, которая заключается в выборе более оптимальной ортодонтической конструкции для лечения наиболее распространенных дефектов зубочелюстного аппарата.

Применение подобных методик позволяет стоматологам значительно упростить себе работу и жизнь пациента. Кроме того, благодаря такому способу, появляется возможность выбора наиболее подходящего и эффективного варианта крепления используемого протеза, что позволяет максимально точно учесть анатомические особенности каждого пациента индивидуально.

Система Гаврилова

Е.И. Гаврилов – доктор медицинских наук, видный научный деятель Советского Союза. Задачей он ставил не только возвращение эстетики зубному ряду, но и функциональности, распределения нагрузки по всем участкам челюсти. Систематизация, разработанная Гавриловым, определяет детальное описание проблемы, что помогает врачу определить схему лечения. Ученый систематизировал проблемы по 7 группам.

Испытываете ли волнение перед визитом к стоматологу?

Да Нет

I класс. Сюда относят дефекты с правой, левой стороны конца зубной дуги.

Варианты лечения:

  • бюгельный протез с литыми кламмерами аккуратно воздействует на зубы, выполняющие функцию опоры;
  • съемный частичный пластинчатый протез. Есть недостатки – слабая фиксация, вероятность опрокидывания во время еды из-за односторонней нагрузки;
  • протезирование с имплантами – несъемный протез, восстанавливающий функциональность челюстей без нагрузок. Если нет противопоказаний, то этот вариант считается лучшим.

II класс. К этой группе относятся дефекты, когда дистальная опора одной из челюстей утрачена. Варианты протезирования подбираются аналогично состояниям. Двустороннее наличие проблем у концов челюстей обеспечивает фиксацию съемного протеза, нагрузка равномерно распределяется по ряду. Во время выбора конструкций останавливаются на бюгельном протезе, когда речь идет о проблемах верхней челюсти. Благодаря металлической дуге удается снизить габариты пластинки, а небо остается открытым.

При состояниях, относящихся к этой группе, можно выбрать несъемное протезирование. Такая методика восстановления функциональности челюсти допустима при установке имплантов. Для ситуаций, когда зубы давно утрачены, лечения не было, признаком становится дефицит костной ткани. Технологии позволяют провести операцию по ее наращиванию. Если нет противопоказаний, а гигиенические навыки удовлетворительные, то протезирование с помощью имплантов будет эффективным решением задачи, чем съемные конструкции.

III класс. К этой группе относятся дефекты, сопровождающееся отсутствием моляров, при условии, что крайний моляр сохранился.

Восстановить зубной ряд можно съемными, несъемными протезами таких видов:

  • бюгельный протез съемного типа. Хороший вариант, но не комфортный. Недостатки обусловлены тем, что конструкция снимается, а при одностороннем эффекте опрокидывается;
  • мостовидная конструкция, одна из опор которой фиксируется на жевательном зубе. Это недорогой вариант протезирования. К достоинствам метода относят надежность фиксации, к недостаткам – нагрузку опор. Противопоказаниями к выбору моста становятся болезни пародонта, подвижность зубных единиц;
  • лидирующие позиции занимает имплантация. Этот способ обеспечивает максимум комфорта, физиологичность, идентичную натуральной. Исключена нагрузка опорных зубов, здоровые ткани нет нужды стачивать, зато жевательная, эстетическая функция полностью восстанавливаются.

IV класс. К такой группе относят состояния, когда боковые секции имеют изъяны, но дистальные опоры сохранены. Варианты устранения проблемы аналогичны указанным выше, но бюгельные протезы уже не имеют недостатков, поскольку здесь нагрузка равномерно распределяется по всем зубам.

V класс. Включает состояния, при которых на передней части души отсутствует сразу несколько единиц. Восстановить зубной ряд помогут мостовидные, съемные протезы. Чтобы обеспечить им надежную фиксацию, задействуют кламмеры. Такие крепления заметны на зубах, поэтому эстетичность будет не на высоте. Учитывая, что речь идет о зубах, участвующих в улыбке, отдавать предпочтение такому способу лечения не следует. Мосты при наличии прочных опор обеспечивают отличную функциональность, но смотрятся некрасиво, особенно, если присутствует зазор между десной и шейкой искусственной коронки.

В отличие от предыдущих способов лечения, импланты практически не имеют недостатков (за исключением цены). Они способны вернуть утраченную эстетику, жевательную функцию. Предпочтительной становится одномоментная имплантация, при которой зуб удаляется, на его место сразу устанавливается искусственный корень. Это позволяет сохранить форму десны, количество костной ткани челюсти, создаются оптимальные условия заживления раны. Полученный результат по эстетическим показателям не имеет равных.

VI класс. Сюда относят комбинированные дефекты. Планирование выполняется с учетом выявленных проблем.

VII класс. Последняя группа, куда относятся все патологии, при которых во рту остался всего один зуб.

Систематизация по Гаврилову применяется ортодонтами, позволяет выбрать оптимальную конструкцию для протезирования в широком разнообразии состояний. Потом одиночно расположенные зубы использовались в качестве опоры съемных протезов. Распространена такая практика была в отношении проблем нижней челюсти.

Благодаря имплантации больше нет необходимости сохранять зуб, если для этого мало оснований. Импланты способны стать опорой под разные ортодонтические конструкции при наличии одиночных зубов, при полной адентии.

Классификация Бетельмана

Бетельман разработал вид систематизации, позволяющей подобрать зубной протез при стоматологических проблемах. Его классификация подразумевает разделение отклонений на 2 класса, в каждом – 2 подкласса.

I класс. Относят состояния, когда выявляются концевые дефекты (нет моляров, начиная с 5 либо 6 единицы и до конца челюсти). Если проблемы локализуются на одной стороне дуги, их относят к I подклассу, если с обеих сторон – ко II подклассу.

II класс. К этой группе стоматологических проблем относят отсутствие коронок в любом месте зубной дуги. Различают 2 подкласса:

  • Состояния, при которых выявляется 1 и больше включенных дефектов, при этом один проблемный участок включает до 3 недостающих единиц.
  • Наличие 1 и больше включенных изъянов, при этом дефект включает более 3 недостающих единиц.

Классы и подклассы Бетельмана

Дантист Бетельман предложил свой способ определения необходимых для установки протезов при тех или иных дефектах. Он поделил все зубочелюстные отклонения на две большие группы, каждая из которых в свою очередь состоит из двух подклассов.

Выглядит классификация по Бетельману следующим образом:

  1. Первый класс – имеются дефекты зубных рядов с одним либо же несколькими концевыми дефектами. Это значит, что проблемные зубы находятся на концах рядов. Соответственно, здесь есть два подкласса: 1 подкласс – в ряду присутствует только односторонний концевой дефект, 2 подкласс – у больного наблюдается двухсторонние концевые дефекты.
  2. Второй класс – наблюдаются включенные дефекты, один или несколько. Включенные значит, что концевые зубы на месте, а вот те, которые находятся в других частях ряда, отсутствуют. 1 подкласс 2-го класса обозначает наличие одного или нескольких включенных дефектов, при которых отсутствует не больше трех соседних зубов; 2 подкласс включает дефекты, при которых есть одно или несколько повреждений протяженностью на 3 и больше зубных едениц.

Такой подход более простой, чем у того же Кеннеди, но хорошо систематизирует типовые отклонения в строении зубочелюстной системы.

Классификация Жулева

Е.Н. Жулев – профессор, представитель медицинской академии Н. Новгорода. Систематизацию зубочелюстных проблем Жулев представит в 1989 г. Суть сводится к распределению патологий на 5 групп (классов):

  • Ямки, впадинки, полости в фиссурах.
  • Ямки на резцах, полости в фиссурах.
  • Полости на поверхности резцов и боковых зубов.
  • Полости в придесневой, пришеечной области.
  • Комбинированные аномалии, включающие признаки, указанные выше.

Помимо перечисленных, есть известные систематизации дефектов зубных рядов, но они используются реже.

Особенности системы Жулева

Жулев Е. Н. – представитель Нижегородской медицинской академии, профессор, который в 1989 году выдвинул свой вариант систематизации зубочелюстных отклонений. Его система состоит из пяти классов:

  • 1 класс – появившиеся в фиссурах полости, разного рода впадинки и ямки;
  • 2 класс – появившиеся полости в фиссурах, а также ямках передних зубов;
  • 3 класс – полости, имеющиеся на поверхности какого-либо переднего или бокового зуба;
  • 4 класс – полости в пришеечной, или придесневой области;
  • 5 класс – комбинированные случаи, включающие смешанные варианты из предыдущих указанных проблем.

Существует множество других, менее известных классификаций по классам, но ими пользуются довольно редко, так как указанные выше системы Кеннеди, Гаврилова и некоторых других медиков вполне хорошо справляются с поставленной задачей – выбор наиболее подходящего протеза для типичных часто встречающихся зубочелюстных дефектов.

Используя подобные системы стоматологи существенно облегчают жизнь себе и пациенту и могут подобрать наиболее оптимальный вариант устанавливаемого протеза, который будет по максимуму учитывать анатомические особенности конкретного человека.

Конечно, каждый случай уникален и предугадать все возможные оригинальные комбинации отклонений нелегко, но в большинстве случаев указанные системы классификации довольно неплохо решают поставленные перед дантистами задачи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]